Классическая философия: 

  Вопрос № 90 часть 2: Сущность теории технологического детерминизма и структурного функционализма как важнейших направлений зарубежной социально-философской мысли.
  Часть 1

Что же тогда является обществом по Парсонсу? Общество - это "тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности" [Пар10,c.100]. Самодостаточность Парсонс объясняет как функцию от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества со средой и от степени его внутренней интеграции. Она состоит в способности общества институционализировать какие-то элементы культуры, которые задаются извне - системой культуры; предоставить широкий спектр ролей индивидам, а также контролировать экономический комплекс и территорию.

Структурный функционализм, рассматривая общество, делает акцент на том, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости.

Системный метод в анализе общества позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. И в этом отношении структурно-функциональное направление социологии является, вероятно, одним из самых значительных. Оно тесно связано с математическим моделированием и позволяет выявлять многие закономерности в социальной системе. Единственно, что вызывает критику со стороны других направлений, - это исключение из рассмотрения индивидуального человека, обладающего своим выбором и личной позицией. Человек действительно превращается в средний обкатанный камешек, он - всего лишь часть системы. Поэтому системный подход и математическое моделирование иногда дополняется в социологии выводами, сделанными иными направлениями (интеракционизм, феноменология, экзистенциональное направление).

Что касается новых направлений в экономической социологии, то здесь мы отметим лишь те новые явления, которые характеризуют экономическую социологию 80-х и 90-х. Классический этап развития экономической социологии относится к периоду 90-х гг.Х1Х в и начала ХХ в., среди имен классиков этого периода следует отметить Вебера, Дюркгейма, Зиммеля. Неоклассический этап мы связываем с развитием американской экономической социологией и именем Т. Парсонса, прежде всего. В 60-х гг. структурно-функциональное направление было продолжено в работах Н.Смэлсера, но к 70-м это течение практически себя полностью исчерпало, неслучайно в это время не вышло ни одной крупной работы по экономической социологии. Новый виток в развитии экономической социологии мы связываем с 80-ми - это время появления так называемой "новой экономической социологией" в США, центральной фигурой ее является М.Грановеттер, который на вооружение берет не системную теорию Парсонса, а методологический подход экономической антропологии К.Поланьи, его понятие "embeddedness" (характеризующее вложенность экономики в социальную структуру) становится своеобразным заклинанием новых эконом-социологов. Новую экономическую социологию в отличии от сугубо академического подхода парсоновского типа отличает критическая направленность, причем как в сторону социальных противоречий современного капиталистического общества, так и в сторону новых теоретических направлений - особенно достается неоинституционализму и смежным с ним направлениям. В 1992г. Грановеттер совместно с Р.Сведбергом издает сборник "Социология экономической жизни", который символизирует окончательное формирование "новой экономической социологии".

Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).
Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

Парсонс (Parsons) Толкотт (родился 13.12. 1902, Колорадо-Спрингс, Колорадо), американский социолог-теоретик, один из главных представителей структурно-функционального направления в социологии. Президент Американской социологической ассоциации (1949). С 1927 работает в Гарвардском университете; в 1946—56 возглавлял отделение социальных отношений.

П. опирается на работы М. Вебера,Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето,а также использует современные системные, кибернетические и символико-семиотические представления. П. отстаивает необходимость построения общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач. Человеческое действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривает, во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, то есть в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». На основе этого П. строит абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции П. является так называемый инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений, решение которых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты образования).

Введённая П. система понятий оказала значительное влияние на американскую социологию, в том числе эмпирические исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны эмпирически ориентированных или радикально мыслящих буржуазных социологов за её интеллектуальную усложнённость и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологи-марксисты критикуют теорию П. за формализм, внеисторичность, идеалистическую направленность, недооценку значения социальных конфликтов и противоречий, апологетические установки. Марксистская мысль, показывая несостоятельность притязаний структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологической и антропологической теории, вместе с тем не отвергает правомерности системного подхода к анализу общественных явлений и процессов.

ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (29.07.1920, Нью-Йорк— 15.12.1980, Сан-Луис, Миссури) — амер. социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е гг. был сторонником структурно-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. Осн. заслугой Г. в исследовании промышленной бюрократии явился анализ действия системы безличных правил, существующих в этих организациях. Он пришел к выводу, что эта система способствует уменьшению напряженности в работе группы. При выведении системы из равновесия в ней начинают действовать специальные внутр. правила, направленные на восстановление равновесия, но при этом значительно возрастает строгость контроля за работой всей группы. Это в свою очередь ведет к увеличению напряженности в работе и, следовательно, опять вызывает нарушение равновесия системы. Анализ этой дисфункциональности сыграл опред. роль в развитии теории бюрократии. В 60—70-е гг. Г. отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой крити-кой всей совр. зап. социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса. На дальнейшее формирование взглядов Г. существенное влияние оказали идеи Маркса, неомарксизма, франкфуртской школы и др. идеологов левого движения. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией т. наз. “критически-рефлексивной” социологии. С его т. зр., капиталистическое об-во находится в кризисном состоянии, поэтому осн. задача социолога заключается в выявлении с помощью “критической рефлексии” причин этого кризиса и поисках путей его преодоления. Самые глубокие причины кризиса зап. об-ва Г. видел в деперсонализации человека, в разрушении целостного взгляда на мир, в антиномически-противоречивом отношении между знанием и властью. Преувеличивая значение социального познания, Г. утверждал, что, наделенное критическим элементом, оно способно стать главным фактором трансформации социального бытия. Одной из важнейших для концепции Г. явл. проблема соотношения знания и идеологии, сформулированная им как проблема объективности социального познания [I], [3]. Критикуя все существующие социол. подходы, в т. ч. и марксистский, за идеологичность, Г. попытался “освободить” от нее свою “критически-рефлексивную” социологию. В последние годы жизни Г. в духе леворадик. ориентации развивал концепцию интеллигенции как нового класса [2]. Он выделил в социальной структуре совр. зап. об-ва три класса: старая буржуазия, или денежный класс капиталистов, пролетариат и появившийся новый класс интеллигенции. Осн. характеристики нового класса: обладание культурным капиталом (для Г. культура является таким же капиталом, как собственность на средства производства или денежная собственность) и культура критического дискурса (некая специфическая речевая общность). Новый класс Г. подразделял на две различ. социальные группы: научно-техническую интеллигенцию и интеллектуалов (гуманитарную интеллигенцию). Подвергнув тотальной критике зап. об-во, он усмотрел реальную силу, способную осуществить революционное изменение об-ва, в новом классе. Именно на интеллектуалов Г. возлагал надежды, связанные с будущим обществ. развития. Эта теория до сих пор оказывает в зап. социологии влияние на представления о социальной структуре.
Соч.: 1) Dialectics of ideology and technology. N. Y., 1976. 2) The future of intellectuals and the rise of the new class N. Y., 1979. 3) The two marxsism: contradictions and anomalis in the development of theory. N. Y., 1980.

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz