|
Нравственное сознание одна из форм
общественного сознания, являющаяся,
как и другие его формы, отражением
общественного бытия. Оно содержит в
себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения,
представляющие собой субъективную
сторону морали. В основе нравственного
сознания находится категория
нравственности.
Нравственность - это понятие, которое
является синонимом морали, хотя в
теории этики существуют и различные
трактовки этих терминов. Например,
мораль рассматривается как форма
сознания, а нравственность - это сфера
нравов, обычаев, практических
поступков.
Мораль возникла раньше других форм
общественного сознания, еще в
первобытном обществе, и выступала
регулятором поведения людей во всех
сферах общественной жизни: в быту, в
труде, в личных отношениях. Она имела
всеобщее значение, распространялась на
всех членов коллектива и закрепляла в
себе все общее, что составляло
ценностные основы общества, которых
складывались взаимоотношения между
людьми. Мораль поддерживала
общественные устои жизни, формы
общения.
Она выступала как совокупность норм и
правил поведения, выработанных
обществом. Правила морали были
обязательны для всех, они не допускали
исключений для кого-либо, ибо в них
отражены существенные условия жизни
людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к
обществу, отношения человека к
человеку и требования общества к
человеку. В ней представлены правила
поведения людей, которые определяют их
обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает все
сферы деятельности человека. Можно
выделить профессиональную мораль,
бытовую мораль и мораль семейную. При
этом моральные требования имеют
идейную основу, они связаны с
пониманием того, как человек должен
себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать
соответствующим идеалам и принципам,
при этом большое значение здесь имеют
понятия добра и зла, чести и
достоинства.
Нравственные представления
вырабатываются обществом и могут
изменяться по мере его развития и
изменения.
Основной функцией морали является
регулирование взаимоотношений всех
членов общества и социальных групп.
Каждый человек имеет определенные
потребности (материальные и духовные) и
интересы, удовлетворение которых может
вступить в противоречие с
потребностями и интересами других
людей или общества в целом. По "закону
джунглей" эти противоречия могли
разрешиться через утверждение
сильнейшего. Но подобное разрешение
конфликтов могло привести к
истреблению человечества. Поэтому
встал вопрос о необходимости
утверждения способа регулирования
конфликтных ситуаций. Человек вынужден
был сочетать свои интересы с
интересами общества, вынужден был
подчиниться коллективу. Если он не
подчинялся нормам и правилам поведения
в племени, то ему следовало покинуть
его, а это означало гибель.
Поэтому выполнение норм морали
означало значительный этап в развитии
человечества, и он связан с
необходимостью самосохранения.
В процессе развития морали
вырабатывались определенные принципы
и правила поведения, которые
передавались из поколения в поколение,
их соблюдение было обязательно, а
несоблюдение наказывалось. В
первобытном обществе нравственность и
закон были тождественными понятиями, а
система наказания имела жесткий
характер.
С делением общества на классы мораль
приобретает классовый характер, каждый
класс имеет свои представления о
нормах и правилах поведения, которые
обусловлены социальными и
экономическими интересами.
Нравственные нормы, отраженные в
категориях добра, зла, долга, совести,
чести, достоинства, ответственности,
имеют конкретно-историческое
содержание, обусловленное уровнем
развития общества.
Понятие нравственности является
диалектически изменчивым, и
рассматривать его необходимо во
взаимодействии с общественной
практикой, с теми категориями, которые
определяют моральные принципы
человечества и в то же время сами
определяются социальной деятельностью.
Ф. Энгельс был прав в том, что "представления
о добре и зле так сильно менялись от
народа к народу, от века к веку, что
часто прямо противоречили одно другому".
Содержание морали определяется
интересами конкретных общественных
классов, в то же время следует отметить,
что в моральных нормах отражены и
общечеловеческие нравственные
ценности и принципы. Такие принципы и
нормы как гуманизм, сострадание,
коллективизм, честь, долг, верность,
ответственность, великодушие,
благодарность, дружелюбие имеют
общечеловеческий смысл. Нравственные
нормы подобного рода являются
основными правилами любого общества.
Но представления о моральном долге
человека с течением времени
значительно меняются. В каждом
обществе, на определенном этапе его
развития существует определенная
мораль. Так, в эпоху рабовладельческого
общества высокую нравственную оценку
получали послушные и верные рабы, а в
эпоху крепостной России ценились
покорные холопы, при этом душевное
состояние угнетенных не бралось во
внимание.
В современных условиях развития
общества, когда перед человечеством во
весь рост встали глобальные проблемы,
угрожающие самому его существованию,
особенно актуальными становятся
обоснование и признание приоритета
общечеловеческих ценностей.
Современный мир становится
исключительно взаимосвязанным и
взаимозависимым, поэтому сейчас прежде
всего следует выделять
общечеловеческие вечные ценности. В
этих условиях роль морали как формы
общественного сознания и всеобщего
регулятора деятельности значительно
возрастает. В моральных требованиях
сохраняется преемственность,
связанная с простым и понятными
формами отношений людей, такими, как не
воровать, не убивать, почитать
родителей, выполнять обещания,
помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во
все времена подвергались осуждению
трусость, предательство, жадность,
жестокость, клевета, лицемерие.
Нравственное сознание изучает одна из
философских дисциплин этика. Этика (греч.
, от - нрав, обычай, привычка) - это теория
морали, наука о морали, в которой
исследуются человеческие отношения,
смысл жизни, понятие счастья, добра и
зла, нравственные ценности, причины
возникновения морали. Уже древние
философы рассматривали этику как
практическую философию, ибо она
стремилась обосновать мысли о должном
в виде нравственных принципов и норм, в
виде идеалов и духовных потребностей.
Этика рассматривалась как
практическая философия, пытающаяся
дать ответ на вопрос: что должен делать
человек в конкретной ситуации. Термин
"этика" был введен Аристотелем.
Ученый-гуманист А. Швейцер писал: "Обычная
этика ищет компромиссов. Она стремится
установить, в какой мере я должен
пожертвовать моей жизнью и моим
счастьем и сколько я должен оставить
себе за счет жизни и счастья других
жизней. Таким путем она создает обычную,
прикладную этику... Она признает добрым
только то, что служит сохранению и
развитию жизни. Всякое уничтожение
жизни или нанесение ей вреда
независимо от того, при каких условиях
это произошло, она характеризует как
зло".
Наука этика рассматривает специфику
нравственного сознания, его
исторически изменчивые нормы и
ценности. Нравственное сознание имеет
сложную структуру, в которой можно
выделить взаимосвязанные элементы:
нравственный идеал, нравственная
потребность, нравственная мотивация и
самооценка, нормы, ценностная
ориентация, взгляды, чувства.
В нравственном сознании следует
выделить два основных начала:
эмоциональное и интеллектуальное.
Эмоциональное начало выражено в виде
мироощущения и мировосприятия - это
моральные чувства, представляющие
личное отношение к различным сторонам
жизни. Интеллектуальное начало
представлено в виде миропонимания
моральных норм, принципов, идеалов,
осознания потребностей, понятий добра,
зла, справедливости, совести.
Взаимосвязь и соотношение этих начал в
нравственном сознании может быть
различным в разные исторические эпохи
и в мировоззрении различных людей.
Нравственное сознание отвечает своему
реальному времени.
В структуре нравственного сознания
важное место занимает нравственный
идеал. Он является высшим критерием
нравственной оценки. Предпосылкой
формирования нравственного идеала у
людей является уже имеющийся у них
уровень нравственной культуры,
представленной мерой освоения
нравственных ценностей в определенных
условиях и направлениях на создание
таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является
абстрактным по форме, т.к. моральные
принципы существуют в виде понятий и
категорий, являющихся основой для
оценочных суждений. Формирование
нравственного сознания и
нравственного поведения людей связано
с воспитанием их на нравственном
идеале. Следует отметить, что задачи
нравственного воспитания - это
формирование единства нравственного
сознания и нравственного поведения,
формирование нравственных убеждений.
Нравственное развитие людей
приобретает особенно важное значение в
связи с потребностью современного
общества.
Понимание общечеловеческих ценностей
возможно лишь при условии нравственной
развитости личности, т.е. развитости в
социальном плане, когда она
поднимается до уровня понимания
социальной справедливости. Этот
принцип может быть усвоен личностью не
только благодаря интеллекту, но он
должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент
нравственного сознания тесно связаны с
поведением. Они являются основой
личного отношения человека ко всем
социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются
общественные явления и поступки людей
с точки зрения их ценности. Под
ценностью понимается нравственное
значение личности или коллектива,
определенных поступков и ценностные
представления (нормы, принципы, понятия
добра и зла, справедливости). В
оценивающем сознании одни ценности
могут исчезать, а другие появиться. То,
что было нравственным в прошлом, в
современной жизни может оказаться
аморальным. Мораль не догма, она
развивается в соответствии с ходом
исторического процесса.
В жизни человека бывают такие ситуации,
когда нужно сделать моральный выбор,
выбор между многими ценностями. Речь
идет о свободе выбора, при этом свобода
понимается в смысле независимости
личности от безнравственных желаний,
ущемляющих интересы других людей.
Нравственные ограничения на свободу
являются объективной необходимостью
существования человечества.
Категория свободы связана с понятием
ответственность и справедливость. Для
современного общества нет
справедливости без свободы, так же, как
и нет свободы без справедливости и
ответственности, нужна свобода от силы,
принуждения и лжи.
Нравственное сознание связано с
другими формами общественного
сознания, оно оказывает на них влияние
и прежде всего такая связь
просматривается с правовым,
политическим сознанием, эстетическим и
религией. Наиболее тесно
взаимодействуют нравственное сознание
и правовое. И право, и мораль регулируют
взаимоотношения в обществе. Но если
правовые принципы закреплены в законах
и выступают как принудительная мера
государства, то нормы морали опираются
на общественное мнение, традиции и
обычаи. В законе выражена форма
правовой организации общества, и закон
связан с моралью. Но в то же время
история знает немало примеров, когда
вполне законные поступки и действия
имели безнравственный характер, и,
наоборот, преступившие закон люди
являлись нравственным примером. В
идеальном варианте в праве должна быть
утверждена общечеловеческая мораль, но
процесс выработки законов встречает
немало трудностей и объективного, и
субъективного характера. Сложности
субъективного характера связаны с тем,
что право вырабатывается конкретными
людьми, которые не всегда могут быть
последовательно объективными, кроме
того в праве отражаются интересы
определенных социальных групп, поэтому
право может вступить в противоречие с
общественной моралью.
Специфика нравственного сознания
заключается в том, что в нем отражены
стихийно сформировавшиеся нормы,
оценки и принципы, подкрепленные
обычаями и традициями. Выполнение
нравственных требований личности
оценивается обществом, оно не связано с
официальными полномочиями
определенных его представителей.
Человек сам может оценить свои
поступки и происходящие события,
опираясь на моральные нормы, поэтому
выступает как субъект с достаточно
развитым уровнем нравственного
сознания. Следует отметить то, что
нравственные нормы не должны быть
догматичными в том отношении, что
мораль смогла бы оценить должным
образом и нестандартные поступки и
явления, мораль не должна ограничивать
свободу развития индивидуальности.
Нравственное сознание человека может
опережать свое время, и на борьбу
против несправедливо устроенного мира
очень часто подталкивали людей не
только экономические причины, но и
моральное недовольство существующим
положением, стремление изменить и
усовершенствовать мир на основе
принципов добра и справедливости.
|