Классическая философия: 

  Вопрос № 85: Право и правосознание, их сущность и особенности. Правовые отношения и нормы.
   

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.
Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции.
Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия.
Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними.
Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на рациональные и нравственные оценки.
Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Оно возникло как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества. Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами.
Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны.
Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью.
Нормами права регулируются общественные отношения, участники которых являются носителями прав и обязанностей. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. Правовые нормы не допускают отклонений от предписаний права. За правонарушение законом предусмотрена гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.
В праве сформулированы права человека, например, право на сохранение и продолжение жизни, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида. В антагонистическом обществе в правовых нормах записано все то, что необходимо господствующему классу, а существующие в нем правовые воззрения выражают волю господствующего класса, возведенную в Закон. Характеризуя буржуазное право, К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" писали: "Ваше право есть лишь возведенная в Закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". (См. Маркс, К.Энгельс Ф. Соч., т.4., с.443).
Следует отметить, что в научной литературе есть и другие определения права и существует разнообразие мнений о его сущности. Современные ученые, представляющие демократические взгляды о правовых общественных отношениях и правосознания, придерживаются того мнения, что сущность права в том, что оно является мерой свободы. Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования. Право противостоит произволу и беззаконию. Для него характерны системность, нормативность, определенность, динамизм и обеспеченность государственным принуждением.
Рассматривая категорию права, следует отметить, что в последней трети ХХ века во многих странах мира сложилось государство с отличительными признаками, которые в целом характеризуют его как правовое государство, в котором на первом месте стоит право, а на втором - государство. В социально-политическом плане это означает ведущую роль права во всех сферах жизни общества, ибо это основополагающий принцип правового государства, закрепленный в конституции (Основном законе) страны и распространяющийся на прочие законы и нормативные акты. Верховенство права в обществе, как главный принцип правового государства, предопределяет и другие его принципы, такие, как подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, и граждан.
Правовое государство отличается от не правового содержанием и качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими права каждого человека. Этими правами человек обладает от природы. Во Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". Но свобода имеет определенную меру, т.е. предполагает ограничение. В обществе эта мера свободы выражена в форме права и должна быть равной для всех.
В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.
Правовое государство конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность являются принципами правового государства. В свою очередь, личность так же обязуется подчиняться общим установлениям государства. В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности личности и государства.
В отличие от не правового государства правовое осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, основой которых является гражданское общество.
Конечно, современные правовые государства мирового сообщества не идеальны, они по-разному складывались, имеют свои недостатки и свою специфику. Но все-таки в процессе их создания отмечается характерная черта - это стремление человечества к свободе, защита права, чести и достоинства личности.
В создании правового государства большую роль призвано сыграть правовое сознание.
Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право - это более устойчивая ее часть. В правовом сознании отражаются те изменения, которые происходят в сфере и материального, и духовного производства, в сфере права.
Правосознание включает в себя взгляды, представления о право- мерном и неправомерном, законном и незаконном, справедливом и несправедливом, а так же чувства и эмоции.
В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития на основе анализа объективной действительности. Правовая идеология, как и всякая другая идеология вырабатывается специалистами-идеологами, правоведами, занимающимися осмыслением законов социальной жизни, при этом личностные особенности идеологов, как всегда оказывают влияние на создание правовых теорий. В правовой идеологии отражены те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового регулирования. При этом следует отметить, что на формирование правовой идеологии значительное воздействие оказывает экономический базис общества.
В структуре правосознания важным элементом является правовая психология, как специфическая форма его проявления, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых различных социальных явлений. Например, эмоциональные моменты в представлении людей о законном и незаконном являются значительными регуляторами поведения в обществе. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание.
Если выделить такой критерий, как уровни отражения действительности, то следует развести следующие понятия: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей, как эмпирическое отражение правовой и взаимосвязанными с ней нравственной и политической сторонами жизни общества. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном). На практике обыденное, профессиональное и теоретическое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, тем не менее для философского осмысления их необходимо выделить и представить в специфическом виде. Названные уровни правосознания не могут заменить друг друга, но они очень активно взаимодействуют. Например, на обыденном уровне правосознания существующие в обществе законы рассматриваются и оцениваются с позиций их соответствия нравственным нормам, в то время как профессиональное и научное правовое мышление исследует право с позиций его политического содержания и соответствия принципам рационального государственного устройства.
Правовое сознание имеет исторический характер, поскольку исторически-конкретным является и само законодательное право. Но наряду с изменяющимися моментами в правосознании в нем сохраняется и устойчивая постоянная характеристика - это идея общества, основанная на конкретных правовых отношениях. Правосознание призвано поддерживать эту идею, регламентирующую отношения между классами, социальными группами, личностью и государством. В то же время специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ справедливости.

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz