Классическая философия: 

  Вопрос № 83: Наука и естественнонаучное сознание, их роль и место в современной культуре.
   

Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания - это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука - явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства, по природе своей оно идеально.
Естественно-научное сознание - это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, располагающей своими методами познания. В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней выступает истина.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такая область духовного производства,которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Таким образом, наука - это и система знаний, и их производство, и практически преобразующая деятельность на их основе. Предметом науки является и окружающий мир, и различные формы и виды движения материи, и их отражение в сознании, т.е. природа,человек и общество в целом. Поэтому науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека. Методы исследования науки зависят от ее предмета. Например, в общественных науках одним из главных является статистика, а в естественных - эксперимент. В то же время грань между этими науками не абсолютна. В современных условиях появляются смежные дисциплины (биохимия, биофизика). Общенаучными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др.
В каждой науке выделяется эмпирический уровень и теоретический. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в философском объяснении принципов и законов, в формировании методологических и мировоззренческих сторон научного познания в целом. В настоящее время потребности материального производства влияют на развитие науки и на направления ее исследований: в свою очередь, и наука влияет на развитие общества. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества. Роль науки в развитии производства возрастает с расширением и обобщест- влением производства. Современная наука благодаря своим открытиям значительно облегчила жизнь и деятельность людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда, к увеличению количества и улучшению качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.
Важное значение для совершенствования системы общественной жизни, для ускорения социально-экономического развития на основе НТП приобретают гуманитарные науки. Социологические и экономические исследования должны помочь разумно использовать имеющиеся природные и социальные возможности, выбрать оптимальное направление и развитии материального и духовного производства. Наука, как и все другие формы освоения человеком действительности, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и социальное значение науки не ограничиваются ее объяснительной функцией, ибо основная цель познания - это практическое применение научных знаний.
Формы общественного сознания и в их числе естественно научное, эстетическое и нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества.

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz