|
Естественно-научное сознание как
особая форма общественного сознания -
это сложное, социальное явление. В
эпоху НТР она активно вторгается во все
сферы жизни общества, становится
непосредственной производительной
силой. При всей сложности содержания
науки следует помнить, что наука -
явление духовного характера. Наука -
это система знаний о природе, обществе,
о человеке. Научное знание - это продукт
духовного производства, по природе
своей оно идеально.
Естественно-научное сознание - это
всеобщий духовный продукт
общественного развития, и в таком
качестве она многогранна. С эпохи
Возрождения наука становится
важнейшей сферой общественного
сознания, располагающей своими
методами познания. В науке критерий
рационального освоения мира занимает
главное место и из триединства - истина,
добро, красота - в качестве ведущей
ценности в ней выступает истина.
Наука - это исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности,
направленная на познание и
преобразование объективной
действительности, такая область
духовного производства,которая имеет
своим результатом целенаправленно
отобранные и систематизированные
факты, логически выверенные гипотезы,
обобщающие теории, фундаментальные и
частные законы, а также методы
исследования. Таким образом, наука - это
и система знаний, и их производство, и
практически преобразующая
деятельность на их основе. Предметом
науки является и окружающий мир, и
различные формы и виды движения
материи, и их отражение в сознании, т.е.
природа,человек и общество в целом.
Поэтому науки делятся на естественно-технические,
изучающие законы природы и способы ее
освоения и преобразования, и
общественные, изучающие различные
общественные явления и законы их
развития, а также самого человека.
Методы исследования науки зависят от
ее предмета. Например, в общественных
науках одним из главных является
статистика, а в естественных -
эксперимент. В то же время грань между
этими науками не абсолютна. В
современных условиях появляются
смежные дисциплины (биохимия,
биофизика). Общенаучными методами
являются анализ, синтез, индукция,
дедукция, системный подход и др.
В каждой науке выделяется эмпирический
уровень и теоретический. Теоретические
уровни отдельных наук смыкаются в
философском объяснении принципов и
законов, в формировании
методологических и мировоззренческих
сторон научного познания в целом. В
настоящее время потребности
материального производства влияют на
развитие науки и на направления ее
исследований: в свою очередь, и наука
влияет на развитие общества. Открытия
науки и изобретения в области техники
оказали огромное влияние на развитие
человечества. Роль науки в развитии
производства возрастает с расширением
и обобщест- влением производства.
Современная наука благодаря своим
открытиям значительно облегчила жизнь
и деятельность людей. Научные открытия
и изобретения привели к повышению
производительности труда, к увеличению
количества и улучшению качества
товаров. В современных условиях наука
становится непосредственной
производительной силой.
Важное значение для совершенствования
системы общественной жизни, для
ускорения социально-экономического
развития на основе НТП приобретают
гуманитарные науки. Социологические и
экономические исследования должны
помочь разумно использовать имеющиеся
природные и социальные возможности,
выбрать оптимальное направление и
развитии материального и духовного
производства. Наука, как и все другие
формы освоения человеком
действительности, возникает и
развивается из необходимости
удовлетворения потребностей общества.
Роль и социальное значение науки не
ограничиваются ее объяснительной
функцией, ибо основная цель познания -
это практическое применение научных
знаний.
Формы общественного сознания и в их
числе естественно научное,
эстетическое и нравственное сознание
определяют уровень развития духовной
жизни общества.
|