|
Культура - исторически
определённый уровень развития
общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в
типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их
взаимоотношениях, а также в
создаваемых ими материальных и
духовных ценностях. Понятие “культура”
употребляется для характеристики
определённых исторических эпох (например,
“античная культура”), конкретных
обществ, народностей и наций (культура
майя), а также специфических сфер
деятельности или жизни (например,
культура труда, политическая культура,
художественная культура); в более узком
смысле - сфера духовной жизни людей.
Включает в себя предметные результаты
деятельности людей (машины, сооружения,
результаты познания, произведения
искусства, нормы морали и права и т.д.), а
также человеческие силы и способности,
реализуемые в деятельности (знания,
умения, навыки, уровень интеллекта,
нравственного и эстетического
развития, мировоззрение, способы и
формы общения людей). Духовная и
материальная культуры находятся в
органическом единстве.
Цивилизация (от лат.
civilis - гражданский, государственный), 1)
синоним культуры.
В марксистской литературе
употребляется также для обозначения
материальной культуры. 2) Уровень,
ступень общественного развития,
материальной и духовной культуры (античная
Ц., современная Ц.). 3) Ступень
общественного развития, следующая за варварством
(Л. Морган, Ф. Энгельс).
Цивилизация - синоним понятия
культура; совокупность материальных и
духовных достижений общества в его
историческом развитии, уровень
общественного развития и материальной
культуры, достигнутый в том или ином
обществе; степень и характер развития
культуры определённых эпох и народов.
Понятие цивилизации происходит от
латинского слова "civis" - "гражданин".
По мнению большинства современных
исследований цивилизация обозначает
следующую за варварством ступень
культуры, которая постепенно приучает
человека к целенаправленным,
упорядоченным совместным действиям с
себе подобными, что создает важнейшую
предпосылку культуры. Так, "цивилизованный"
и "культурный" воспринимаются как
понятия однопорядковые, но цивилизация
и культура - не синонимы (система
современной цивилизации, характерная
для развитых стран Западной Европы, США
и Японии, одна и та же, хотя культуры во
всех странах различные). В других
случаях этот термин используется для
обозначения известного уровня
развития общества, его материальной и
духовной культуры. В качестве основы
для выделения формы цивилизации
берутся признаки региона или
континента (цивилизация античного
Средиземноморья, европейская
цивилизация, восточная цивилизация и т.д.).
В них в той или иной мере отображаются
реальные характеристики, выражающие
общность культурно-политических судеб,
исторических условий и т.д., но следует
отметить, что географический подход не
всегда может передать наличие в этом
регионе различных исторических типов,
уровней развития социально-культурных
общностей. Еще одно значение сводится к
тому, что под цивилизациями понимают
автономные, уникальные культуры,
проходящие известные циклы развития.
Так используют это понятие русский
мыслитель Н.Я.Данилевский и английский
историк А.Тойнби. Весьма часто
цивилизации выделяются по
религиозному признаку. А Тойнби и С.Хантингтон
полагали, что религия является одной из
основных характеристик цивилизации и
даже определяет цивилизацию. Конечно,
религия оказывает огромное влияние на
формирование духовного мира человека,
на искусство, литературу, психологию,
на представления масс, на всю
общественную жизнь, но не следует и
переоценивать влияния религии, ибо
цивилизация, духовный мир человека,
условия его жизни и структура его
верований взаимообусловлены,
взаимозависимы и взаимосвязаны. Не
стоит отрицать того,что существует и
обратное влияние цивилизации на
формирование религии.Более того, не
столько религия формирует цивилизацию,
сколько сама цивилизация выбирает
религию и адаптирует ее к своим
духовным и материальным потребностям.
Несколько по иному понимал цивилизацию
О.Шпенглер. Он противопоставлял
цивилизацию, которая по его мнению
представляет совокупность
исключительно технико-механических
достижений человека, культуре как
царству органически-жизненного. О.Шпенглер
утверждал, что культура в ходе ее
развития низводится до уровня
цивилизации и вместе с ней движется
навстречу своей гибели. В современной
западной социологической литературе
проводится идея абсолютизации
материально-технических факторов,
выделение человеческой цивилизации
согласно уровню технико-экономического
развития. Таковы концепции
представителей так называемого
технологического детерминизма - Р.Арона,У.Ростоу,
Дж.Гэлбрейта, О.Тоффлера.
Перечень признаков, которые являются
основой для выделения той или иной
цивилизации, односторонни и не могут
передать сути данной социально-культурной
общности, хотя они характеризуют в той
или иной мере ее отдельные черты,
особенности, определенную специфику,
технико-экономические, культурные,
региональные своеобразия данного
социального организма, не обязательно
ограниченного национальными рамками.
В диалектико-материалистической
философии и социологии цивилизация
рассматривается как совокупность
материальных и духовных достижений
общества, преодолевшего уровень
дикости и варварства. В первобытном
обществе человек был слит с природой и
родоплеменной общностью, в которой
социальные, экономические и культурные
составляющие общества практически не
разделялись, причем сами отношения
внутри общностей носили в значительной
степени "естественный характер". В
более поздний период, с разрывом этих
отношений, когда к тому времени
общество разделилось на классы,механизмы
функционирования и развития общества
решительно изменились, оно вступило в
новую полосу развития, в полосу
цивилизации.
Характеризуя этот переломный этап
истории, следует подчеркнуть, что
цивилизация является той ступенью
развития, на которой разделение труда,
вытекающий из него обмен и
объединяющее оба эти процесса товарное
производство достигают полного
расцвета и производят полный переворот
во всем прежнем обществе.
Цивилизация включает в себя
преобразованную человеком
окультуренную природу и средства этого
преобразования,человека, усвоившего их
и способного жить в окультуренной
среде своего обитания, а также
совокупность общественных отношений
как форм социальной организации
культуры, обеспечивающих ее
существование и преобразование. Это
некоторая общность людей,
характеризуемая определенным набором
ценностей (технологиями, навыками,
традициями), системой общих запретов,
похожестью ( но не тождественностью)
духовных миов и т.д. Но любому
эволюционному процессу в том числе и
развитие цивилизации, сопутствует и
рост разнообразия форм организации
жизни, - цивилизация никогда не была и
не будет единой, несмотря на
объединяющую человечество
технологическую общность. Обычно
феномен цивилизации отождествляется с
появлением государственности, хотя
государство и право - сами продукт
высокоразвитых цивилизаций. Они
возникают на базе сложных, социально
значимых технологий. Такие технологии
охватывают не только сферы
материального производства, но и
власть, военную организацию,
промышленность,сельское хозяйство,
транспорт, связь и интеллектуальную
деятельность. Цивилизация возникает
благодаря особой функции технологии,
которая создает, порождает и
конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную
среду обитания, в которой она живет и
развивается.
Сегодня проблемами цивилизаций, их
особенностями занимается много
специалистов - философы, социологи,
историки, этнологи, психологи и т.д.
Цивилизационный подход к истории
рассматривается в качестве
противопоставления формационному. Но
четкого, общепринятого определения
формации, да и цивилизации, не
существует. Есть много различных
исследований, но нет общей картины
развития цивилизаций, так как этот
процесс сложен и противоречив. И в то же
время необходимость понимания
особенностей генезиса цивилизаций и
рождение в их рамках феномена культуры
становится в современных условиях все
актуальнее.
С точки зрения эволюции выделение
формаций или цивилизаций играет важную
роль в осмыслении грандиозного объема
информации, которую представляет
исторический процесс. Классификация
формаций и цивилизаций - это лишь
определенные ракурсы, в которых
изучается история развития
человечества. Сейчас принято различать
цивилизации традиционные и
техногенные. Естественно, такое
деление условно, но тем не менее оно
имеет смысл, ибо несет определенную
информацию и может быть использовано в
качестве отправной точки исследования.
Традиционными обычно принято называть
те цивилизации, где жизненный уклад
ориентирован медленными изменениями в
сфере производства, консервацией
культурных традиций, воспроизведением
часто на протяжении многих столетий
сложившихся социальных структур и
образа жизни. Обычаи, привычки,
взаимоотношения между людьми в таких
обществах очень устойчивы, а личность
подчинена общему порядку и
ориентирована на его сохранение.
Личность в традиционных обществах
реализовывалась только через
принадлежность к некоторой корпорации
и чаще всего жестко закреплялась в той
или иной социальной общности. Человек,
не включенный в корпорацию, утрачивал
качество личности. Подчиняясь
традициям и социальным
обстоятельствам, он уже с рождения был
закреплен за определенным местом в
кастово-сословной системе, ему
предстояло усвоить определенный тип
профессиональных навыков, продолжая
эстафету традиций. В традиционных
культурах идея господства силы и
власти понималась как
непосредственная власть одного
человека над другим. В патриархальных
обществах и азиатских деспотиях власть
и господство распространялись не
только на подданных государя, но и
осуществлялись мужчиной, главой семьи
над женой и детьми, которыми он владел
так же, как царь или император телами и
душами своих подданных. Традиционные
культуры не знали автономии личности и
прав человека. Древний Египет, Китай,
Индия, государство Майя, мусульманский
Восток эпохи средневековья - образцы
традиционных цивилизаций. К числу
традиционных обществ принято относить
все общество Востока. Но насколько они
разные - эти традиционные общества! Как
не похожа мусульманская цивилизация на
индийскую, китайскую, а тем более на
японскую. Да и каждая из них тоже не
представляет собой единого целого - как
неоднородна мусульманская цивилизация
(Арабский Восток, Ирак, Турция,
государства Средней Азии и т.д.).
Современный период развития общества
определяется прогрессом техногенной
цивилизации, которая активно
завоевывала себе все новые социальные
пространства. Этот тип цивилизованного
развития сформировался в европейском
регионе, его часто называют западной
цивилизацией. Но он реализуется в
различных вариантах как на Западе, так
и на Востоке, поэтому используется
понятие "техногенной цивилизации",
поскольку ее важнейшим признаком
является ускоренный научно-технический
прогресс. Технические, а затем и научно-технические
революции делают техногенную
цивилизацию чрезвычайно динамичным
обществом, вызывая часто на протяжении
жизни нескольких поколений
радикальное изменение социальных
связей - форм человеческого общения.
Мощная экспансия техногенной
цивилизации на остальной мир приводит
к ее постоянному столкновению с
традиционными обществами. Некоторые
были просто поглощены техногенной
цивилизацией. Другие, испытав на себе
влияние западной технологии и культуры,
тем не менее, сохраняли многие
традиционные черты. Глубинные ценности
техногенной цивилизации складывались
исторически. Их предпосылками были
достижения культуры античности и
европейского средневековья, которые
затем были развиты в эпоху Реформации и
Просвещения и определили систему
ценностных приоритетов техногенной
культуры. Человек понимался как
активное существо, которое находится в
деятельном отношении к миру. Идея
преобразования мира и подчинения
человеком природы была главной в
культуре техногенной цивилизации на
всех этапах ее истории, вплоть до
нашего времени. Преобразующая
деятельность рассматривается здесь
как главное предназначение человека.
Причем, деятельностно активный идеал
отношения человека к природе
распространяется и на сферу социальных
отношений. Идеалы техногенной
цивилизации - это возможность индивида
включиться в самые различные
социальные общности и корпорации.
Человек становится суверенной
личностью только потому, что он не
привязан к той или иной конкретной
социальной структуре, а может свободно
строить свои отношения с другими
людьми, вливаясь в различные
социальные общности, а часто в разные
культурные традиции. Пафос
преобразования мира порождал особое
понимание власти, силы и господства над
природными и социальными
обстоятельствами. Отношения личности
зависимости перестают в условиях
техногенной цивилизации доминировать (хотя
можно обнаружить немало ситуаций, в
которых господство осуществляется как
сила непосредственного принуждения
одного человека над другим) и
подчиняются новым социальным связям.
Их сущность определена всеобщим
обменом результатами деятельности,
приобретающими форму товара. Власть и
господство в этой системе отношений
предполагает владение и присвоение
товаров (вещей, человеческих
способностей, информации и т.д.). Важной
составляющей в системе ценностей
техногенной цивилизации является
особая ценность научной
рациональности, научно-технического
взгляда на мир, которая создает
уверенность в том, что человек способен,
контролируя внешние обстоятельства,
рационально, научно устроить природу и
социальную жизнь.
Теперь обратимся к соотношению
культуры и цивилизации. Цивилизация
выражает нечто общее, рациональное,стабильное.
Она представляет собой систему
отношений, закрепленных в праве, в
традициях, способах делового и
бытового поведения. Они образуют
механизм, гарантирующий
функциональную стабильность общества.
Цивилизация определяет общее в
сообществах, возникающих на базе
однотипных
технологий.
Культура - есть выражение
индивидуального начала каждого
социума. Исторические этносоциальные
культуры есть отражение и выражение в
нормах поведения, в правилах жизни и
деятельности, в традициях и привычках
не общего у разных народов, стоящих на
одной цивилизационной ступени, а того,
что специфично для их этносоциальной
индивидуальности, их исторической
судьбы, индивидуальных и неповторимых
обстоятельств их прошлого и
сегодняшнего бытия, их языка, религии,
их географического местоположения, их
контактов с другими народами и т.д. Если
функция цивилизации - обеспечение
общезначимого, стабильного
нормативного взаимодействия, то
культура отражает, передает и хранит
индивидуальное начало в рамках каждой
данной общности.
Таким образом, цивилизация - это
социокультурное образование. Если
культура характеризует меру развития
человека, то цивилизация характеризует
общественные условия этого развития,
социальное бытие культуры. Именно
сегодня проблемы и перспективы
современной цивилизации приобретают
особый смысл, вследствие противоречий
и проблем глобального порядка,
приобретающих все более острый
характер. Речь идет о сохранении
современной цивилизации, безусловном
приоритете общечеловеческих интересов,
вследствие чего социально-политические
противоречия в мире имеют свой предел:
они не должны разрушать механизмов
жизнедеятельности человечества.
Предотвращение термоядерной войны,
объединение усилий в противостоянии
экологическому кризису, в решении
энергетической,продовольственной и
сырьевой проблемы - все это необходимые
предпосылки сохранения и развития
современной цивилизации.
|