|
Духовная жизнь общества - это сфера
общественной жизни, определяющая в
совокупности с экономической и
социально-политической жизнью
специфику данного общества во всей его
целостности. Она включает в себя все
духовные образования, в том числе
духовную культуру во всем ее
многообразии, формы и уровни
общественного сознания, неоформленные
стихийные и не вполне осознанные
настроения, привычки и т.д.
Духовная культура представляет собой
лишь определенную сторону, "срез"
духовной жизни, в известном смысле ее
можно считать ядром духовной жизни
общества. Духовная культура обладает
сложной структурой, включаю щей
научную, философско-мировоззренческую,
правовую, нравственную, художественную
культуру. Особое место в системе
духовной культуры занимает религия.
Учитывая сложность одновременного
восприятия сразу всех составляющих
духовной культуры, попытаемся выяснить
общую основу, объединяющую в единое
целое все ее стороны, а именно: что
понимается под культурой в целом.
В самом широком смысле этого слова
культуру можно рассматривать как
развивающуюся совокупность
материальных, политических и духовных
достижений человечества,
характеризующих определенный способ
общественно-практической деятельности
людей на каждом историческом этапе
развития общества. Каждый этап
развития человеческой истории
характеризуется своим, присущим лишь
ему уровнем материальных, политических
и духовных потенций и достижений
человечества, всех его отношений с
действительностью: экономических,
политических, теоретических,
нравственных, эстетических и т.д.
Сохраняя и передавая самую
разнообразную информацию о
жизнедеятельности прошедших поколений,
культура является одновременно и
результатом, и средством развития
личности и общества.
Иными словами, культура - это
исторически определенный способ
организации и развития человеческой
жизнедеятельности, зафиксированный,
функционирующий и развивающийся в
продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и
ценностей, а также соответствующих
организаций и учреждений, в совокупном
отношении людей к природе, между собой
и к самим себе.
Духовная культура в ряду явлений
культуры занимает особое место. Она
нарастает на основе общественного
бытия, пронизывает все его сферы и
оказывает активное влияние
практически на всю жизнедеятельность
человека и общества. Как отражение
общественного бытия она несет на себе
отпечаток характерных черт эпохи и
определенной общественно-экономической
формации, интересов и потребностей
больших социальных общностей и
социальных слоев. Таким образом,
духовную культуру можно рассматривать
в этом качестве как нечто единое целое,
присущее нации, государству,
региональной группе государств.
В обществе духовная культура
проявляется через процесс освоения
ценностей и норм предшествующих
поколений, производство и развитие
новых духовных ценностей. Будучи
включенными в бытие человека и
общества, в материальную и духовную
жизнь, они играют существенную роль в
социальной деятельности по освоению и
преобразованию мира, служат
своеобразными ориентирами в этом
процессе. Главная цель и главная
функция духовной культуры состоит в
формировании определенного типа
человеческой личности в интересах
общества, в регулировании поведения
человека в процессе его
взаимоотношении с обществом себе
подобных, с природой и окружающим миром.
Из этого вытекает и другая функция
духовной культуры - формирование
познавательных способностей личности.
Духовная культура общества находит
свое выражение в различных формах и
уровнях общественного сознания, в
освоении и обогащении мира духовных
ценностей.
При наличии ряда общих моментов с
материальным производством духовное
производство имеет свою специфику.
Предметом труда в нем выступают не
только природа и природные вещества, но
и общественный прогресс во всем
богатстве его социальных связей,
человеческое мышление и деятельность
людей. Весьма своеобразны и субъект
духовного производства, и орудия его
деятельности. В обществе формируется
особый социальный слой профессионалов,
занятых созданием духовных ценностей.
В массе своей это представители
интеллигенции.
Но создание ценностей духовной жизни,
духовная культура вообще не могут
развиваться вне народа, который и
является ее основным творцом и
потребителем. Таким образом, духовная
культура развивается народом. Лучшие
образцы духовного производства,
получив социальную оценку, входят в
фонд духовной культуры социума,
становятся его достоянием. Потребляя
духовные ценности, человек формируется
как личность и в этом качестве
выступает и как объект, и как субъект
духовного производства. Для духовного
формирования используются система
образования, воспитания, средства
коммуникативного воздействия и т.д.
Важную роль играет и самостоятельное
усвоение субъектом духовных ценностей,
самообразование и самовоспитание.
Культура (от лат. cultura -
возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), исторически
определённый уровень развития
общества и человека, выраженный в типах
и формах организации жизни и
деятельности людей, а также в
создаваемых ими материальных и
духовных ценностях. Понятие К.
употребляется для характеристики
материального и духовного уровня
развития определённых исторических
эпох, общественно-экономических
формаций, конкретных обществ,
народностей и наций (например, античная
К., социалистическая К., К. майя), а также
специфических сфер деятельности или
жизни (К. труда, художественная К., К.
быта). В более узком смысле термин "К."
относят только к сфере духовной жизни
людей.
Принято делить К. на материальную и
духовную соответственно двум основным
видам производства - материального и
духовного. Материальная К. охватывает
всю сферу материальной деятельности и
её результаты (орудия труда, жилища,
предметы повседневного обихода, одежда,
средства транспорта и связи и др.).
Духовная К. охватывает сферу сознания,
духовного производства (познание,
нравственность, воспитание и
просвещение, включая право, философию,
этику, эстетику, науку, искусство,
литературу, мифологию, религию).
Марксистская теория К. исходит из
органического единства материальной и
духовной К. "... Для того, чтобы быть
культурными, - писал В. И. Ленин, - нужно
известное развитие материальных
средств производства, нужна известная
материальная база" (Полн. собр. соч., 5
изд., т. 45, с. 377). При этом материальным
основаниям К. принадлежит в конечном
итоге решающая роль в развитии К.
Именно историческая преемственность в
развитии материальной К. составляет
основу преемственности в развитии К. в
целом. Ленин подчёркивал, что "...
каковы бы ни были разрушения культуры
- ее вычеркнуть из исторической жизни
нельзя... В той или иной своей части, в
тех или иных своих материальных
остатках эта культура
неустранима, трудности лишь будут в ее
возобновлении" (там же, т. 36, с. 46).
Каждой общественно-экономической
формации присущ свой тип К. как
исторической целостности. В связи со
сменой общественно-экономических
формаций происходит изменение типов К.,
однако это не означает разрыва в
развитии К., уничтожения старой К.,
отказа от культурного наследия и
традиций, ибо каждая новая формация с
необходимостью наследует культурные
достижения предшествующей, включая их
в новую систему общественных отношений.
При этом марксистская теория К., исходя
из многообразия форм К. различных
народов и обществ, решительно
выступает и против абсолютизации любой
К., отвергает не только теорию
культурного диффузионизма,
но и культурный релятивизм,
делящий мир на множество изначально
изолированных, лишённых тесных
отношений К.
К. - явление общечеловеческое и
классовое. "Класс, имеющий в своём
распоряжении средства материального
производства, располагает вместе с тем
и средствами духовного производства, и
в силу этого мысли тех, у кого нет
средств для духовного производства,
оказываются в общем подчинёнными
господствующему классу" (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 46). Для
антагонистических формаций характерна
стихийность и неравномерность
культурно-исторического процесса,
усиление культурной дифференциации
общества. К. господствующего класса
оттесняет на задний план духовную
деятельность масс, однако именно эта
деятельность и определяет объективное
общечеловеческое содержание многих
важнейших достижений каждой нации. К.
По мере усиления классовой борьбы, всё
большего вовлечения в активную
социальную жизнь доселе пассивных,
отчуждённых от высших ценностей К.
классов и социальных групп и связанной
с этим демократизацией механизма
производства и распределения
культурных благ всё больше
обнаруживается иллюзорность
провозглашаемого господствующими
классами т. н. "культурного единства"
общества. Начинающийся ещё на ранних
стадиях классового общества процесс
культурной поляризации особенно
усиливается в эпоху современного
капитализма, в условиях которого
противоречия социального и
культурного развития становятся
особенно острыми. Господствующие
классы стремятся навязать массам
примитивную - "массовую
культуру".
Вместе с тем наряду с К.
господствующего класса в условиях
капитализма начинает всё увереннее
выступать новая К. в виде
демократических и социалистических
элементов, "... ибо в каждой нации есть
трудящаяся и эксплуатируемая масса,
условия жизни которой неизбежно
порождают идеологию демократическую и
социалистическую" (Ленин В. И., Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120-21). В ленинском
учении о двух К. в каждой национальной К.
антагонистические формации
подчёркивается необходимость
различать прогрессивные
демократические и социалистические
элементы К., ведущие борьбу с
господствующей эксплуататорской К.
Диалектико-материалистическая
философия рассматривает культуру как
специфическую характеристику общества,
которая выражает достигнутый
человечеством уровень исторического
развития, включающий в себя
определенное отношение человека к
природе и обществу, развитие
творческих сил и способностей личности.
Важнейшей детерминирующей
характеристикой культуры является ее
качественная сторона. Любое выражение
культуры есть проявление качественных
свойств и признаков, степени развития
человека. Реальная, живая
культура неотъемлема от человека как
от субъекта культуры. Собственно сам
процесс формирования человека
протекает как культурно-исторический
процесс. Его человеческие качества
есть результат усвоения им языка,
приобщения к существующим в обществе
ценностям, традициям,овладения
присущими данной культуре приемами и
навыками деятельности. можно сказать,
что культура - это мир человека, и, в
известном смысле, способ его бытия,
созданный и постоянно воссоздаваемый
им самим. Культура - это очеловеченный
слой жизни,"вторая" искусственно
созданная человеком природа. Там,где
есть человек, его деятельность, ее
продукты, взаимоотношения между людьми
- там и есть культура. Иными словами,
культура представляет собой меру
человеческого в человеке.
Само становление личности есть не что
иное, как результата культурной
эволюции индивида. Только усваивая и
соединяя в себе определенную долю
общественной культуры, человек
становится личностью и
персонифицирует обретенный культурный
потенциал как свой собственный мир, как
богатство своего "Я".
Таким образом, лишь осваивая через
познание и деятельность внешнее,
материализованное выражение культуры,
индивид обретает человеческое
качество, становится способным сам
участвовать в культуротворческой
деятельности. Культура - это процесс
развития человеческих сил и
способностей, показатель меры
человеческого в человеке,
характеристика развития человека как
человеческого существа, процесс,
получающий свое внешнее выражение во
всем богатстве и многообразии
создаваемой людьми действительности,
во всей совокупности результатов
человеческого труда и мысли.
По мнению большинства современных
социологов и философов, занимающихся
проблемой культуры, в структуре
данного феномена можно выделить два
класса элементов. Первый класс
включает в себя идеи, ценности, которые
направляют и координируют поведение и
сознание людей в их групповой и
индивидуальной жизни. Второй класс
элементов состоит из социальных
институтов и учреждений культуры,
благодаря которым эти идеи и ценности
сохраняются и распространяются в
обществе, доходят до каждого его члена.
Если первый класс элементов
характеризует культуру как систему
эталонов общественного поведения
людей, то второй - как систему,
осуществляющую социальный контроль
над ценностями и идеями. К последнему
классу относятся системы просвещения и
образования, средств массовой
информации и коммуникации, различные
виды культурного сервиса.
Культуру принято разделять на
материальную и духовную. Материальную
культуру образуют продукты
материального, а духовную - продукты
духовного производства. Но их различия
ни в коем случае нельзя преувеличивать
хотя бы потому, что предметы духовной
культуры всегда так или иначе
овеществляются, материализуются, а
материальная культура несет в себе
человеческую мысль, достижения
человеческого духа. Они связаны между
собой так, как и две обозначенные выше
области производства- материального и
духовного, причем первое к в конечном
счете играет в системе общественной
жизни ведущую, определяющую роль.
Являясь выражением способов и норм
социальной организации и
регулирования жизнедеятельности
общества, культура обладает рядом
функций. Это социально-регулятивная
функция культуры,воплощающаяся в
нормах, традициях и обычаях
регулирующих жизнь общества. Вторая, не
менее важная функция культуры
называется коммуникативно-репродуктивной.
Она заключается в трансляции опыта,
знаний, опредмеченных результатов
человеческой деятельности от
поколения к поколению, чем
обеспечивается непрерывность
исторического процесса и его
прогрессивное развитие. Продукты
культуротворческой деятельности
подвергаются своеобразной проверке,
социальному отбору: одни из них сразу
входят в культурный оборот и
становятся составляющей культурного
прогресса, для других требуется время,
чтобы они были осознаны и включены в
социальную практику. Социальной
функцией культуры является отбор и
отсеивание в ходе трансляции тех
культурных ценностей, которые остаются
в употреблении у нового поколения и тех,
которые отсеиваются, отслужив свое. Эта
функция культуры называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к
результатам деятельности, это и сама
деятельность. именно так предстает
перед нами культура мировоззренческая,
политическая, технологическая,
производственная, культура
человеческого общения, культура
экологическая, правовая и
художественная. Культура данной эпохи
поэтому включает в себя и результаты, и
способы деятельности, причем не только
творческой, но и репродуктивной.
Деятельность выступает как
составляющая и источник культуры тогда,
когда она носит общественный характер,
когда ее продукты имеют смысл не только
для данного индивида, но и для других
людей. Таким образом, культура является
продуктом общественной деятельности,
независимо от того в какой форме -
коллективной или индивидуальной - она
осуществлялась. Поэтому главный
родовой признак культуры - это
неприродный, деятельностный,
общественный источник ее
происхождения и развития. Под этим
источником подразумевается
общественный труд, который носит
всеобщий характер.
Таким образом, культура - это не только
производство вещей и идей в их
оторванности от человека, это
производство самого человека во всем
богатстве и многосторонности его
общественных связей и отношений, во
всей целостности его общественного
бытия.
|