|
Важнейшей частью надстройки являются
политические идеи, теории,
политические отношения и организации,
составляющие политическую систему
общества, которая возникает на
определенной ступени общественного
развития.
Любое общество не может
функционировать без управления, но его
формы и содержание в различные периоды
истории весьма существенно отличаются.
Так, родовая община не знала
политических отношений и
политического регулирования,
управление в ней осуществлялось как
самоуправление, общественная жизнь
регламентировалась традициями,
обычаями и авторитетом старейшин.
Распад родового строя и разделение
общества на классы разрушили прежнюю
социальную организацию. Общий интерес
вытесняется интересом экономически
господствующего класса, появляются
новые отношения и, следовательно, новые
механизмы регулирования общественной
жизни, связанные с властью.
Складывается политическая система
общества, ядром которой стало
государство.
Изучение политической системы
представляет особый интерес прежде
всего потому, что государство, партии и
другие ее элементы играют большую роль
в жизни современного общества,
выполняя различные функции.
Примечательным явлением нашего
времени стала политизация общества,
увеличение веса политики как фактора,
влияющего на все стороны материальной
и духовной жизни. Поэтому важно
исследовать природу политики, сущность
политической системы, экономические и
социальные факторы, на основе которых
она формируется и развивается.
Что же такое политика, если она стала
неизбежным элементом человеческого
существования?
Тремин"политика" многозначен и
его содержание раскрывалось по мере
изучения государства, других
политических институтов и всех рычагов
власти.
В переводе с греческого политика
означает искусство управления
государством, определенный способ
осуществления целей государства
внутри и за пределами его территории.
Все философы, начиная с Аристотеля,
подчеркивали самое характерное для
политики как общественного явления - ее
прямую или опосредованную связь с
властью. Так понимали ее Ш.Фурье, М.Вебер,
К.Маркс, В.И.Ленин. Таким образом,
политика представляет собой особую
сферу жизнедеятельности общества,
связанную с отношениями между классами
и социальными группами по поводу
власти.
Понятие "власть" соотносится, как
правило, с политической властью, хотя в
действительности существуют
разновидности общественной власти,
возникшие задолго до появления
государства. В общем плане власть - это
способность и возможность
осуществлять свою волю классом,
группой,партией или личностью,
оказывать воздействие на поведение
людей, опираясь на силу, авторитет,
право или какие-либо другие средства
принуждения и убеждения. Так, в
первобытно-общинном строе власть
носила общественный характер,
осуществлялась всеми членами рода,
которые избирали авторитетного
старейшину.
Выделяют несколько видов власти -
экономическую, политическую, классовую,
власть группы или отдельной личности. В
истории существовали и семейные виды
власти, такие как матриархат и
патриархат. Власть выполняет ряд
функций: господства, руководства,
управления и организации, контроля,
которые присущи любому ее виду.
Понятие "власть" часто используют
в качестве метафоры, говоря о "власти
идей", "власти человека над
природой" и т.д. Но наиболее
адекватное свое выражение понятие
власти находит в политической сфере.
Политическая власть представляет
собой способность личности, класса или
социальной группы проводить в жизнь
политическую линию в соответствии со
своими экономическими,
идеологическими и политическими
интересами. Следует сказать, что
политическая власть предопределяется
экономическим господством, которое и
обеспечивает классу, индивиду право на
политическое руководство.
Экономическая власть как базисная
первична, именно она обусловливает
содержание политической власти, ее
структуру, характер выполняемых
функций. В этом появляется тесная связь
политики с экономикой. Как
надстроечное явление, политика
вторична по отношению к экономическому
базису, зависит от него и определяется
им. Положение о том, что "политика"
есть концентрированное выражение
экономики", считается одним из
важнейших для понимания ее сущности.
Это значит, что самые глубокие корни
внешней и внутренней политики
государства определяются
экономическими интересами класса или
социальной группы, стоящей у власти.
Необходимо подчеркнуть и обратное
влияние политики на экономику, которое
выражается в том, что именно политикой
определяются и решаются коренные
экономические реформы в государстве.
Активная роль политики в отношении
экономики проявляется на всех этапах
развития общества, но особенно в
периоды революционных преобразований
общественных отношений, когда решается
главный вопрос экономической власти -
владение собственностью.
Политическая власть реализуется в
процессе политической деятельности в
виде господства и управления, через
политические отношения в обществе. Они
складываются с возникновением классов
и государства, являясь существенной
частью всей сложной системы
общественных отношений и имеют свою
специфику. Она заключается в том, что
политические отношения представляют
собой отношения по поводу
государственной власти.
Понятие политики тесно связано с
понятием права. Политика и
политические отношения возникают на
определенном этапе развития общества,
когда оно уже не может регулировать
свои отношения, опираясь только на силу
обычаев, традиций и общественное
мнение. В это время появляется
потребность в новой системе норм,
законов, складывается правовая основа
общества и государства. Право - это
система общеобязательных социальных
норм и отношений, закрепляемых в
обществе с их помощью и охраняемых
государством.
Для реализации права существует
государство, которое следит за его
соблюдением. Государство и право
неотделимы друг от друга, они возникли
и существуют одновременно. В отличие от
моральных норм и традиций, обычаев,
которые складывались стихийно, без
особой государственной формы
выражения, право устанавливается
государством и выражается в виде
законов.
Политические идеи, теории, взгляды и
политические отношения находят свое
выражение в различных политических
организациях и институтах. К ним
относятся: государство, партии,
профсоюзы и другие общественные
организации, средства массовой
информации. Не все общественные
организации являются политическими, но
в то же время в обществе нет ни одной
организации, стоящей вне политики. Это
значит, что они реализуют свои цели,
либо обращаясь непосредственно к
государственной власти, либо через
общественное мнение регулируют
государственную политику. Иными
словами в определенной степени несут
не себе политическую нагрузку, не
выполняя непосредственно политических
задач. Сегодня, в условиях политизации
общества, любые самодеятельно-общественные
организации приобретают политический
характер (например, развитие различных
национальных движений и объединений,
которые первоначально ставили задачи
столько культурного и языкового
совершенствования, а сейчас говорят о
своем стремлении к политической власти).
Поскольку в обществе нет организаций,
стоящих вне политики, следовательно, не
может быть и граждан, исключенных
полностью из политической жизни, все
члены общества так или иначе, активно
или пассивно принимают в ней участие.
Таким образом, политическая система
представляет собой сложное,
многоуровневое динамическое
образование. В ней выделяют три
составных части: 1) подсистема
политических идей, теорий, взглядов,
эмоций, чувств, составляющих
политическое сознание; 2) подсистема
политических отношений между
обществом и государством, различными
классами и социальными группами,
государствами и т.д., по поводу власти; 3)
подсистема политических институтов,
образующих политическую организацию
общества: государство, партии,
профсоюзы и другие общественные
организации.
Все элементы политической системы
взаимосвязаны и обусловливают друг
друга. Так, политические взгляды,
теории и отношения реализуются в
деятельности политических институтов
и наоборот - государство, партии
формируют определенное политическое
сознание. Политическая система носит
исторический характер, т.е. меняется с
переходом от одной формации к другой,
от одной исторической эпохи к другой.
Например, для рабовладельческого и
феодального общества государство было
собственно первой политической
системой. Важнейшие институты жизни,
такие как собственность, семья,
сословия и корпорации, церковь
приобретали статус элементов
государственной жизни. Фактически
общество было слито с государством. Но
по мере общественного прогресса
политическая система все более
усложняется, приобретая
многогранность, хотя государство и
продолжает оставаться ядром
политической системы.
Сегодня мы можем говорить о новой
технологии власти, опирающейся на
достижения НТР, которая заключается в
использовании бюрократического,
военно-полицейского аппарата, системы
коммуникаций и средств массовой
информации. Все это дает возможность по-новому
связывать власть и общество, влиять на
сознание в политических целях,
привлекать более широкие слои
населения к участию в политической
жизни.
Политические партии возникли в конце
XVII- начале XVIII веков, отражая борьбу
сторонников различных направлений в
новой нарождающейся буржуазной
государственности. Это были формы
борьбы с монархами за ограничение их
власти, за расширение состава
политической элиты. А к середине XIX века
формируются массовые политические
партии (христианско-демократические,
социалистические и др.). Партии прошли
длительный эволюционный путь развития.
Их характер зависит от многих факторов:
социального и экономического развития
страны, традиций, демографической
ситуации и т.д. Следовательно, и роль
партии в политической системе будет
особая для каждой страны.
Сегодня партии играют существенную
роль в политической жизни, отражая
интересы классов и социальных групп, их
положение в обществе, отношения с
другими социальными институтами и
государством. Они имеют свой аппарат,
бюджет, устав, регламентирующий
отношения членов партии. Разрабатывают
идеологическую программу своей
деятельности, обосновывая место, роль и
перспективы класса, группы, чьи
интересы они выражают. Партия - это тот
политический механизм, который
позволяет приводить к государственной
власти
своих представителей.
Профсоюзы, как другой важный элемент
политической системы, появились на
основе общественного разделения труда.
Как правило они представляют собой
группы людей одной и той же профессии,
объединенных общими интересами. Задача
профсоюзов - защищать интересы
трудовых коллективов, быть в
определенной степени в оппозиции к
администрации, являться ей
противовесом.
Конечно, количество организаций,
принадлежащих к политической системе,
больше, чем рассмотрено нами.
Развивается общественная жизнь,
появляются новые и исчезают старые
политические институты. Но особая роль
в политической системе по-прежнему
остается за государством.
Федерализм, система, согласно
которой области, соединенные в одно
целое государство, сохраняют в большей
или меньшей степени свою политич.
самостоятельность.- Федералисты,
приверженцы федерализма. В Германии и
Австрии сторонники политич. автономии
отдельных государств и областей. Во
время франц. революции 1792-93 Ф. то же, что
жирондисты в противоположность
монтаньярам. В Сев. Американ. Соединен.
Штатах приверженцы союза (республиканцы),
в противоположность демократам, кот.
настаивают на самостоятельности
отдельн. штатов и назывались во время
междоусобн. войны конфедератами.
Суверенитет государственный (нем.
Souveränität, от франц. souverainete -
верховная власть), верховенство и
независимость государственной власти,
проявляющиеся в соответствующих
формах во внутренней и
внешнеполитической деятельности
государства. Термин "С." в
государственно-правовом смысле был
впервые введён в 16 в. французским
учёным Ж. Боденом.
Идея С. (народного С.) была использована
буржуазией в её борьбе против
абсолютизма и феодальных порядков, для
привлечения на свою сторону народных
масс. В разных социально-экономических
формациях С. имеет различное
содержание, так как решающим является
социально-классовая сущность
государственной власти и
экономический строй данного общества.
Основу С. социалистического
государства составляет полновластие
народа. |