|
Эволюция,
лат., развитие одной формы из другой,
более сложной и совершенной из
простейшей (зародышевой) формы. Понятие
Э., прилагавшееся первоначально в более
узкой области биологии растений и
животных (развитие взрослого живого
организма из клетки; происхождение
видов путем векового накопления
изменений и Э. форм [учение Дарвина,
трансформизм, см. Вид])
было перенесено из органического мира
в неорганический и получило значение
всеобъемлющего философского принципа.
Под эволюционной теорией разумеется
монистическое мировоззрение,
признающее, что во всей вселенной
совершается великий и единый,
неудержимо шествующий вперед процесс
развития, процесс преобразования
простых форм в более совершенные,
которому подчинены все состояния и
формы явлений: возникновение и
движения небесных тел, образование
земной коры и горных пород,
растительного и животного мира на
земле, жизнь человеческих обществ, все
произведения человеческого духа: язык,
литература, религия, мораль, право,
искусство. Различают эволюционизм
внутренний или идеалистический (преобразование
форм происходит вследствие сил, начал,
целей, заложенных внутри вещей) и
эволюционизм внешний или
материалистический (взаимодействие
внешних факторов). Наиболее полным
выразителем идеалистич. эволюционизма
был Гегель, а эволюционизм современник
Дарвина, фон Бэра, Спенсера и Геккеля
сделался основой естествознания и
социологии. См. Прогресс.
Революция,
франц., истор., коренной и быстрый
переворот в государственном и
общественном строе страны,
обыкновенно сопровождаемый
вооруженной борьбой; последняя не
признается безусловно необходимой. В
специальн. смысле, Р. предполагает, во-первых,
участие в перевороте широких масс
народа; во вторых, задачей Р. является
переустройство государственного
управления на более демократических и
прогрессивных началах.
Государственный переворот, имеющий
целью захват власти одним или неск.
лицами и направленный против участия
народных масс в управлении
государством, назыв. дворцовыми Р.,
контрреволюциями и проч. В новой
истории известны английские Р. 1642-49 и
1688, французские: великая 1789, июльская
1830 и февральская 1848, германские
мартовские 1848 и в самое последнее
время русская октябрьская 1905,
персидская 1906-07 и турецкая июльская
1908. От Р., ставящей на первом плане
перемену в политическом строе,
следует различать социальную Р.,
которая, по учению социалистов, должна
привести к передаче земли и орудий
производства в руки трудящихся масс и
к более справедливому распределению
продуктов труда между различными
классами общества.
Наряду с относительно спокойными
периодами развития общества есть и
такие, которые отмечены бурно
протекающими историческими событиями
и процессами, вносящими глубокие
изменения в ход истории. Эти события и
процессы объединяются понятием
социальная революция.
Слово "революция" означает
коренное преобразование, переход от
одного качественного состояния в
другое. В обществе известны различные
революции: в производительных силах,
науке, технике и культуре. В отличие от
них социальная революция - это
качественные изменения в общественных
и прежде всего - в производственных
отношениях. Согласно
материалистическому пониманию истории
социальные революции - закономерное
явление. Это не просто случайное
нарушение сложившегося порядка вещей,
а закономерная форма перехода от одной
общественно-экономической формации к
другой. Такой переход коренным образом
меняет всю совокупность общественных
отношений.
Социальные революции происходят тогда,
когда старая общественно-экономическая
система, исчерпав возможности своего
развития, с необходимостью должна
уступить место новой.
Экономической основой социальной
революции является конфликт между
производительными силами и не
соответствующими им производственными
отношениями. Революция направлена на
ликвидацию этих, ставших основами для
развития производительных сил
производственных отношений.
Социальная революция включает в себя в
большинстве случаев и революцию
политическую, переход власти от одних
классов и социальных групп к другим.
Необходимость политической революции
обусловлена тем, что для изменения
экономических отношений надо
преодолеть сопротивление социальных
групп, которые являются носителями
старых производственных отношений. Они
держат в своих руках политическую
власть, используют государственную
машину для продления своего
руководящего положения в обществе и
сохранения старых производственных
отношений.
Материалистическое понимание истории
указывает на необходимость
определения различий в характере
каждой социальной революции в
зависимости от того, какие
производственные отношения
устанавливаются в результате
революции.
Важным моментом революции является
вопрос о ее движущих силах, т.е. о
действии тех классов и социальных
групп, которые заинтересованы в победе
революции и активно за нее борются.
История знает революцию "сверху",
т.е. коренные изменения общественных
отношений, которые осуществлялись по
инициативе сил, способных осознать
необходимость назревших перемен и
встать на сторону прогресса. Такими
были, например, крестьянская и другие
буржуазные реформы в России во второй
половине XIX - начале XX вв. Сегодня в КНР
начат процесс преобразования
социалистической экономики в рыночную.
Происходящие в настоящее время реформы
в России носят характер революции, так
как речь идет о замене не оправдавших
себя производственных отношений
другими соответствующими прогрессу
производства и обществу. Реформы идут
медленно. В обществе слишком
затягивается осознание необходимости
таких реформ, многие социальные группы
не в состоянии вписаться в рыночную
экономику и предпочитают
существование в рамках затратной
экономики. Жесткое централизованное
управление, экономически не
оправданные гарантии, уравниловка
создали государственно-зависимый тип
работника, лишенного инициативы и
предприимчивости, стремления к
индивидуальному успеху,
предпочитающего равенство в нищете
социальной дифференциации,
создаваемой в результате конкуренции
экономически свободных производителей,
реализующих свои способности в
производственной деятельности.
Революцию следует рассматривать как
диалектическое отрицание старого.
Отказ от старых производственных
отношений должен сопровождаться
сохранением всего положительного, что
накоплено народом за десятилетия
предшествующего развития.
В социальной революции важнейший
вопрос - вопрос о насилии и цене
революции. Марксизм-ленинизм допускал
гражданскую войну ради установления
диктатуры пролетариата. На современном
этапе очевидна
неправомерность данного подхода.
Условия для перехода к новым
производственным отношениям согласно
диалектике должны созреть в недрах
старого общества, а революция должна
действительно играть в каждом таком
случае перехода к новому лишь роль "повивальной
бабки", т.е. только способствовать
рождению новых обществ, новых
производственных отношений. Всякие
попытки силового решения социально-экономических
проблем в современный период, а призывы
к подобным методам любому виду
экстремизму следует рассматривать как
преступление перед народом.
В современных условиях наиболее
приемлемы стали "мягкие", "бархатные"
революции, при которых экономические и
социальные преобразования,
формирование качественно иных,
соответствующих достигнутому уровню
НТП производственных отношений
происходит с помощью политических
средств и методов, механизмов
демократии, не допуская гражданских
войн, то есть мирным путем.
Общественные преобразования в ряде
стран проходили и проходят не путем
скачков, переворотов, а более или менее
спокойным эволюционным путем, то есть
путем постепенных количественных
изменений в производственных
отношениях, не влекущих за собой резких
переходов, скачков, катаклизмов при
минимуме социальной напряженности, в
обстановке принятия большинством
населения предлагаемого политического
курса.
|