|
Существенное место в современной
науке занимает системный метод
исследования или (как часто говорят)
системный подход.
Этот метод и стар и нов. Он достаточно
стар, поскольку такие его формы и
составляющие, как подход к объектам под
углом зрения взаимодействия части и
целого, становления единства и
целостности, рассмотрения системы как
закона структуры данной совокупности
компонентов существовали, что
называется от века, но они были
разрозненны. Специальная разработка
системного подхода началась с середины
ХХ века с переходом к изучению и
использованию на практике сложных
многокомпонентных систем.
Системный подход - это способ
теоретического представления и
воспроизведения объектов как систем.
Основные понятия системного подхода:
"элемент", "структура", "функция"
и т.д. - были рассмотрены ранее в теме
"Диалектика и ее альтернативы".
В центре внимания при системном
подходе находится изучение не
элементов как таковых, а прежде всего
структуры объекта и места элементов в
ней. В целом же основные моменты
системного подхода следующие:
1. Изучение феномена целостности и
установление состава целого, его
элементов.
2. Исследование закономерностей
соединения элементов в систему, т.е.
структуры объекта, что образует ядро
системного подхода.
3. В тесной связи с изучением структуры
необходимо изучение функций системы и
ее составляющих, т.е. структурно-функциональный
анализ системы.
4. Исследование генезиса системы, ее
границ и связей с другими системами.
Особое место в методологии науки
занимают методы построения и
обоснования теории. Среди них важное
место занимает объяснение -
использование более конкретных, в
частности, эмпирических знаний
для уяснения знаний более общих.
Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен
мотор;
б) функциональным: как действует мотор;
в) причинным: почему и как он работает.
При построении теории сложных объектов
важную роль играет метод восхождения
от абстрактного к конкретному.
На начальном этапе познание идет от
реального, предметного, конкретного к
выработке абстракций, отражающих
отдельные стороны изучаемого объекта.
Рассекая объект, мышление как бы
умерщвляет
его, представляя объект расчлененным,
разъятым скальпелем мысли.
Системный подход, направление
методологии специально-научного
познания и социальной практики, в
основе которого лежит исследование
объектов как систем.
С. п. способствует адекватной
постановке проблем в конкретных науках
и выработке эффективной стратегии их
изучения. Методология, специфика С. п.
определяется тем, что он ориентирует
исследование на раскрытие целостности
объекта и обеспечивающих её механизмов,
на выявление многообразных типов
связей сложного объекта и сведение их в
единую теоретическую картину.
Стремление к целостному охвату
объекта изучения, к системной
организации знания, всегда
свойственное научному познанию,
выступает как проблема уже в античной
философии и науке. Но вплоть до
середины 19 в. объяснение феномена
целостности либо ограничивалось
уровнем конкретных предметов (типа
живого организма), внутренняя
целостность которых была совершенно
очевидна и не требовала специальных
доказательств, либо переносилось в
сферу спекулятивных натурфилософских
построений; идея же системной
организованности рассматривалась
только применительно к знанию (в этой
области и была накоплена богатая
традиция, идущая ещё от стоиков и
связанная с выявлением принципов
логической организации систем знания).
Подобному подходу к трактовке
системности соответствовали и ведущие
познавательные установки классической
науки, прежде всего элементаризм,
который исходил из необходимости
отыскания простой, элементарной основы
всякого объекта и, таким образом,
требовал сведения сложного к простому,
и механицизм,
опиравшийся на постулат о едином
принципе объяснения для всех сфер
реальности и выдвигавший на роль
такого принципа однозначный детерминизм.
Задачи адекватного воспроизведения в
знании сложных социальных и
биологических объектов
действительности впервые в научной
форме были поставлены К. Марксом и Ч.
Дарвином. "Капитал" К. Маркса
послужил классическим образцом
системного исследования общества как
целого и различных сфер общественной
жизни, а воплощённые в нём принципы
изучения органичного целого (восхождение
от абстрактного к конкретному,
единство анализа и синтеза,
логического и исторического, выявление
в объекте разнокачественных связей и
их взаимодействия, синтез структурно-функциональных
и генетических представлений об
объекте и т. п.) явились важнейшим
компонентом диалектико-материалистической
методологии научного познания.
Созданная Дарвином теория
биологической эволюции не только ввела
в естествознание идею развития,
но и утвердила представление о
реальности надорганизменных уровней
организации жизни - важнейшую
предпосылку системного мышления в
биологии.
В 20 в. С. п. занимает одно из ведущих
мест в научном познании. Предпосылкой
его проникновения в науку явился
прежде всего переход к новому типу
научных задач: в целом ряде областей
науки центральное место начинают
занимать проблемы организации
и функционирования сложных объектов:
познание начинает оперировать
системами, границы и состав которых
далеко не очевидны и требуют
специального исследования в каждом
отдельном случае. Во 2-й половине 20 в.
аналогичные по типу задачи возникают и
в социальной практике: техника всё
более превращается в технику сложных
систем, где многообразные
технические и другие средства тесно
связаны решением единой крупной задачи
(например, космические проекты,
человеко-машинные системы разного рода,
см. Система
"человек и машина"); в
социальном управлении вместо
господствовавших прежде локальных,
отраслевых задач и принципов ведущую
роль играют крупные комплексные
проблемы, требующие тесного
взаимоувязывания экономических,
социальных и иных аспектов
общественной жизни (например, проблемы
создания современных производственных
комплексов, развития городов,
мероприятия по охране природы).
Изменение типа научных и
практических задач сопровождается
появлением общенаучных и специально-научных
концепций, для которых характерно
использование в той или иной форме
основных идей С. п. Так, в учении В. И. Вернадского
о биосфере
и ноосфере
научному познанию предложен новый тип
объектов - глобальные системы. А. А. Богданов
и ряд других исследователей начинают
разработку теории организации, имеющей
широкое значение. Выделение особого
класса систем - информационных и
управляющих - послужило фундаментом
возникновения кибернетики.
В биологии системные идеи используются
в экологических исследованиях, при
изучении высшей нервной деятельности,
в анализе биологической организации, в
систематике. Эти же идеи применяются в
некоторых психологических концепциях;
в частности, гештальтпсихология
вводит оказавшееся плодотворным
представление о психологических
структурах, характеризующих
деятельность по решению задач;
культурно-историческая концепция Л. С. Выготского,
развитая его учениками, основывает
психологическое объяснение на понятии деятельности,
истолковываемом в системном плане; в
концепции Ж. Пиаже
основополагающую роль играет
представление о системе операций
интеллекта. В экономической науке
принципы С. п. получают распространение
особенно в связи с задачами
оптимального экономического
планирования, которые требуют
построения многокомпонентных моделей
социальных систем разного уровня. В
практике управления идеи С. п.
кристаллизуются в методологических
средствах системного
анализа.
Наряду с развитием С. п. "вширь", т.
е. распространением его принципов на
новые сферы научного знания и практики,
с середины 20 в. начинается
систематическая разработка этих
принципов в методологическом плане.
Первоначально методологические
исследования группировались вокруг
задач построения общей теории систем (первая
программа её построения и сам термин
были предложены Л. Берталанфи).
Однако развитие исследований в этом
направлении показало, что совокупность
проблем методологии системного
исследования существенно превосходит
рамки задач общей теории систем. Для
обозначения этой более широкой сферы
методологических проблем и применяют
термин "С. п.", который с 70-х гг.
прочно вошёл в научный обиход (в
научной литературе разных стран для
обозначения этого понятия используют и
другие термины - "системный анализ",
"системные методы", "системно-структурный
подход", "общая теория систем";
при этом за понятиями системного
анализа и общей теории систем
закреплено ещё и специфическое, более
узкое значение; с учётом этого термин
"С. п." следует считать более
точным, к тому же он наиболее
распространён в литературе на русском
языке).
С. п. не существует в виде строгой
методологической концепции: он
выполняет свои эвристические функции,
оставаясь не очень жестко связанной
совокупностью познавательных
принципов, основной смысл которых
состоит в соответствующей ориентации
конкретных исследований. Эта
ориентация осуществляется двояко. Во-первых,
содержательные принципы С. п. позволяют
фиксировать недостаточность старых,
традиционных предметов изучения для
постановки и решения новых задач. Во-вторых,
понятия и принципы С. п. существенно
помогают строить новые предметы
изучения, задавая структурные и
типологические характеристики этих
предметов и т. о. способствуя
формированию конструктивных
исследовательских программ.
Значение критической функции новых
принципов познания было убедительно
продемонстрировано ещё Марксом, "Капитал"
которого далеко не случайно носит
подзаголовок "Критика политической
экономии": именно последовательная
критика принципов классической
политэкономии позволила раскрыть
узость, недостаточность её исходной
содержательно-концептуальной базы и
расчистить путь для построения нового
предмета этой науки, адекватного
задачам изучения целостного
функционирования и развития
капиталистической экономики. Решение
аналогичных задач выступает важным
предварительным условием и при
построении современных системных
концепций. Например, переходу к
конструированию современных
технических систем и возникновению системотехники
(которая выступила одной из важных
конкретизаций С. п. в области
современной техники) предшествовали
осознание и критика подхода,
господствовавшего на прежних ступенях
развития техники, когда "единицей"
конструирования было отдельное
техническое средство (машина,
отдельное орудие и т. д.), а не
целостная функция, как это стало теперь.
Условием разработки эффективных
мероприятий по защите окружающей среды
явилась весьма последовательная
критика прежнего подхода к развитию
производства, игнорировавшего
системную связь общества и природы.
Утверждение системных принципов в
современной биологии сопровождалось
критическим анализом односторонности
узкоэволюционистского подхода к живой
природе, не позволявшего зафиксировать
важную самостоятельную роль факторов
биология, организации. Т. о., эта функция
С. п. носит конструктивный характер и
связана прежде всего с обнаружением
неполноты наличных предметов изучения,
их несоответствия новым научным
задачам, а также с выявлением
недостаточности применяемых в той или
иной отрасли науки и практики
принципов объяснения и способов
построения знания. Эффективное
проведение этой работы предполагает
последовательную реализацию принципа
преемственности в развитии систем
знания.
Позитивная роль С. п. может быть
сведена к следующим основным моментам.
Во-первых, понятия и принципы С. п.
выявляют более широкую познавательная
реальность по сравнению с той, которая
фиксировалась в прежнем знании (например,
понятие биосферы в концепции
Вернадского, понятие биогеоценоза
в современной экологии, оптимальный
подход в экономическом управлении и
планировании).
Во-вторых, С. п. содержит в себе новую
по сравнению с предшествующими схему
объяснения, в основе которой лежит
поиск конкретных механизмов
целостности объекта и выявление
достаточно полной типологии его связей
(см. Связь).
Реализация этой функции обычно
сопряжена с большими трудностями: для
действительно эффективного
исследования мало зафиксировать
наличие в объекте разнотипных связей,
необходимо ещё представить это
многообразие в операциональном виде, т.
е. изобразить различные связи как
логически однородные, допускающие
непосредственное сравнение и
сопоставление (такая задача была
успешно решена, например, в экологии
благодаря введению представления о
пищевых цепях сообществ, позволившего
установить измеримые связи между их
разнообразными элементами).
В-третьих, из важного для С. п. тезиса о
многообразии типов связей объекта
следует, что сложный объект допускает
не одно, а несколько расчленений. При
этом критерием обоснованного выбора
наиболее адекватного расчленения
изучаемого объекта может служить то,
насколько в результате удаётся
построить операциональную "единицу"
анализа (такую, например, как товар в
экономическом учении Маркса или
биогеоценоз в экологии), позволяющую
фиксировать целостные свойства
объекта, его структуру и динамику.
Широта принципов и основных понятий С.
п. ставит его в тесную связь с др.
общенаучными методологическими
направлениями современной науки. По
своим познавательным установкам С. п.
имеет особенно много общего со структурализмом
и структурно-функциональным
анализом, с которыми его роднит не
только оперирование понятиями структуры
и функции,
но и акцент на изучение разнотипных
связей объекта; вместе с тем принципы С.
п. обладают более широким и более
гибким содержанием, они не подверглись
слишком жёсткой концептуализации и
абсолютизации, как это имело место с
некоторыми линиями в развитии
указанных направлений.
Будучи в принципе общенаучным
направлением методологии и
непосредственно не решая философских
проблем, С. п. сталкивается с
необходимостью философского
истолкования своих положений. Сама
история становления С. п. убедительно
показывает, что он неразрывно связан с
фундаментальными идеями
материалистической диалектики, что
нередко признают и многие из западных
учёных. Именно диалектический
материализм даёт наиболее адекватное
философско-мировоззренческое
истолкование С. п.: методологически
оплодотворяя его, он вместе с тем
обогащает собственное содержание; при
этом, однако, между диалектикой и С. п.
постоянно сохраняются отношения
субординации, т. к. они представляют
разные уровни методологии; С. п.
выступает как конкретизация принципов
диалектики.
|