|
Логика (греч. logik), наука о
приемлемых способах рассуждения. Слово
"Л." в его современном
употреблении многозначно, хотя и не
столь богато смысловыми оттенками, как
древнегреч. lógos, от которого оно
происходит. В духе традиции с понятием
Л. связываются три основных аспекта:
онтологический - "Л. вещей", т. е.
необходимая связь явлений
объективного мира (Демокрит);
гносеологический - "Л. знания", т.
е. необходимая связь понятий,
посредством которой познаётся "сущность
и истина" (Платон),
и демонстративный (доказательный), или
собственно логический, - "Л.
доказательств и опровержений", т. е.
необходимая связь суждений (высказываний)
в рассуждениях (умозаключениях),
принудительная убедительность ("общезначимость")
которых вытекает только из формы этой
связи безотносительно к тому, выражают
эти суждения "сущность и истину"
или нет (Аристотель).
Первые два аспекта относятся к философии
и диалектической
логике, последний же аспект
составляет собственно логику, или
современную Л. (которую вслед за И. Кантом
иногда называют формальной Л.).
Исторически предмет (собственно) Л.
ограничивался своего рода "каталогизацией"
правильных аргументов, т. е. таких
способов рассуждений, которые
позволяли бы из истинных суждений-посылок
всегда получать истинные суждения-заключения.
Известным со времён античности набором
таких аргументов однозначно
определялся процесс дедукции,
характерный для т. н. традиционной Л.,
ядро которой составляла силлогистика,
созданная Аристотелем. По мере
изучения особенностей
демонстративного мышления предмет
традиционной Л. постепенно расширялся
за счёт несиллогистических, хотя и
дедуктивных способов рассуждений, а
также за счёт индукции.
Поскольку последняя выпадала из рамок
Л. как дедуктивной теории (или
совокупности таких теорий), она в конце
концов сделалась предметом особой
теории, названной индуктивной Л.
Современная Л. является историческим
преемником традиционной Л. и в
некотором смысле её прямым
продолжением. Но в отличие от
традиционной, для современной Л.
характерно построение различного рода
формализованных теорий логического
рассуждения - т. н. логических "формализмов",
или логических
исчислений, позволяющих сделать
логические рассуждения предметом
строгого анализа и тем самым полнее
описать их свойства (см. раздел Предмет
и метод современной логики).
Отображение логического мышления в
логических исчислениях привело к более
адекватному выражению идеи "логоса"
как единства языка и мышления, чем это
было в эпоху античности и во все эпохи,
предшествовавшие 20 в.; в современной Л.
это выражение столь очевидно, что,
исходя из различных "формализмов",
приходится порой говорить о различных
"стилях логического мышления".
Диалектическая логика,
наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Эти законы отражаются в виде общих
понятий — категорий.
Поэтому Д. л. можно определить и как
науку о диалектических категориях.
Представляя собой систему
диалектических категорий, она
исследует их взаимную связь,
последовательность и переходы одной
категории в другую. В системе
марксистско-ленинской философии Д. л.
совпадает с диалектикой
и теорией познания, с диалектическим
материализмом. В этом смысле Д. л. «...
есть учение не о внешних формах
мышления, а о законах развития “всех
материальных, природных и духовных
вещей”, т. е. ... итог, сумма, вывод
истории познания мира» (Ленин В. И.,
Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 84).
Присущее Д. л. рассмотрение всех
предметов и явлений в их
взаимозависимости, всесторонних
связях и опосредствованиях, в их
развитии, истории характеризует и
подход Д. л. к исследованию
человеческого мышления и его категорий.
Д. л. является результатом обобщения
всей истории человеческого познания.
Д. л. исходит из материалистического
решения основного
вопроса философии, рассматривая
мышление как отражение объективной
реальности. Этому пониманию
противостояли и противостоят
идеалистические концепции Д. л.,
исходящие из представления о мышлении
как о самостоятельной сфере, не
зависящей от объективного мира.
Задача Д. л. заключается в том, чтобы,
опираясь на обобщение истории
философии, истории всех отдельных наук,
истории умственного развития ребёнка,
истории умственного развития животных,
истории языка, психологии, физиологии
органов чувств, технического и
художественного творчества,
исследовать логические формы и законы
научного познания, способы построения
и закономерности развития научной
теории, выявить способы соотношения
знания с его объектом и т.д. Важной
задачей Д. л. является анализ
исторически сложившихся методов
научного познания и выявление
эвристических возможностей того или
иного метода, границы его применения и
возможности познания новых методов.
Д. л. существенно отличается от логики
формальной, логики математической,
которые, пользуясь методом
формализации, исследуют формы мышления
в отвлечении от его содержания и
исторического развития познания в его
противоречиях. Д. л. как логика
анализирует диалектические
противоречия вещей и мыслей в процессе
развития познания, выступая в роли
научного метода познания как бытия, так
и самого мышления. См. в ст. Диалектический
материализм.
|