|
Познание, душевная деятельность,
результатом которой получается
знание явлений внешнего и внутреннего
мира в их сосуществовании и
закономерной последовательности. П.
слагается из ряда психических актов:
ощущения, восприятия, представления и
образования понятий (идей) и суждений (см.
Индукция,
Дедукция,
Анализ,
Синтез).
Основные вопросы теории П. (гносеологии)
заключается в признании или отрицании
соответствия между нашими
представлениями и действительностью,
в определении источников и содержания
П. Главнейшие направления теории П.: 1)
скептицизм (П. относительно и
недостоверно; П. абсолютного
недоступно); 2) рационализм (источником
П. является разум и присущие ему идеи);
рационализм есть или догматический,
признающий тождество мышления и
действительности (Гегель), или
критический, усматривающий пределы П.
в свойствах наших психич.
способностях (Кант); 3) реализм (источником
познания служит опыт, внешний:
эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт
внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм
(источником П. является
сверхчувственное общение с божеством);
5) идеализм (истинное бытие признается
лишь в представлениях нашего ума,
Беркли, Юм, Фихте; имманентная
философия); 6) материализм (истинное
бытие признается лишь в веществе); 7)
позитивизм (содержанием П. служат лишь
предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет
элементы вышеупомянутых систем) и др.
Материализм XVII-XVIII вв. в силу своей
созерцательности видел, с одной
стороны, природу, а с другой - человека,
пассивно, подобно зеркалу,
отражающего ее. Выше мы уже отметили,
что диалектико-материалистическая
философия, напротив, исходит из того,
что познание - это социально-опосредованное
отношение человека к миру.
Особое место в социальном
опосредовании познания занимает
практика как материально-предметная
деятельность по преобразованию
действительности. При этом познание и
практика различны и в то же время
взаимосвязаны между собой. Они
различны уже потому, что познание
представляет собой духовную, а
практика - материально-предметную
деятельность. Но они и связаны между
собой, поскольку практика имеет свою
познавательную сторону, а познание -
практическую.
Эта связь познания и практики
восходит еще к тем давним временам,
когда познание, производство идей
было непосредственно вплетено в
производство вещей, а знания, в том
числе и зачатки научных знаний,
приобретались в процессе практики,
накопления опыта земледелия,
выполнения ремесленных работ,
ориентации на местности и т.д.
Автономизация познавательного
процесса, относительная
самостоятельность сферы познания -
продукт истории, результат
расщепления человеческой
деятельности на материальное и
духовное производство.
Однако эта самостоятельность лишь
относительна, поскольку и в наше время
практика сохраняет роль и значение
важнейшей детерминанты, определяющей
весь ход познания,, начиная с
формирования
объекта познания и кончая
установлением достоверности или,
наоборот, ложности полученных нами
знаний.
Общественная жизнь по своей сути, а
главное, в своей основе есть жизнь
практическая. Поэтому и практика
столь же многогранна в своих
проявлениях, как и сама жизнь общества.
Это и семейно-бытовая деятельность, и
деятельность в сфере культуры,
воспитания, военная деятельность и т.д.
Но основные виды практики - это, во-первых,
материально-производственная,
трудовая деятельность, во-вторых,
социально-преобразующая деятельность,
вносящая изменения в основные сферы
общества, и, наконец, научно-экспериментальная
практика в виде экспериментов,
наблюдений, измерений и т.д.
Связь познания и практики взаимная.
Прежде всего практика выступает как
источник познания, поскольку она
формирует объект познания. Кроме того,
вводя предметы в практический оборот,
преобразуя их, человек получает
первичную информацию об их свойствах
и проявлениях в виде ощущений,
восприятий, представлений. Больше
того, и теоретическое знание есть
обобщение практики на сущностном
уровне, а сам переход от эмпирии к
теории диктуется отнюдь не чистым
любопытством, а потребностями
практики в выявлении закономерностей
природных и социальных процессов. Так,
практика селекции, искусственного
отбора животных и растений человеком,
дала Ч. Дарвину материал, сыгравший
немалую роль в выработке теории
естественного отбора, эволюционной
теории в целом.
Естественно, далеко не все знания мы
получаем, отталкиваясь
непосредственно от практики, так
сказать, апостериорно, на основе опыта.
Часть знания, достаточно большую, мы
получаем априорно, до опыта из книг и
иных источников. Но эти знания
априорны лишь по отношению к данному
индивиду, но не к человечеству.
Однако практика не только источник, но
и основа, движущая сила познания. В
практике коренятся импульсы к
приобретению нового знания, ее
потребности выступают как важнейшая
движущая сила познания. Так,
повышенный интерес к разработке
экологической проблематики в наши дни
определяется в первую голову
практическими потребностями
преодоления экологического кризиса, а
внимание к вопросам генетики -
практическими потребностями
увеличения производства
продовольствия, борьбы с
наследственными болезнями и т.д.
В конечном счете, как уже отмечено
выше, "скачок" от эмпирии к теории
есть ответ на потребности практики в
проникновении в глубины сущности, в
раскрытии закономерностей природы.
Следует подчеркнуть, что, как правило,
сам первый шаг практического
применения теории дает необходимый
материал для ее дальнейшего
продвижения вперед и порождает мощные
стимулы к ее развитию. Так было в свое
время с электричеством, так
сравнительно недавно обстояло дело с
развитием атомной физики твердого
тела, кибернетики.
Вместе с тем и здесь недопустима
абсолютизация: при всей роли практики
и ее влиянии на познание последнее
обладает относительной
самостоятельностью. Действительно,
движение познания нередко
обеспечивается собственной логикой,
преемственностью в его развитии,
больше того, сама научная мысль
способна в отдельных случаях намного
опережать практику. Роль практики
видна и в том, что она дает познанию
инструменты и технические средства
научного исследования, что особенно
важно в современных условиях, в
обстановке прогрессирующей
индустриализации науки.
Наконец, практика выступает и как цель
познания, хотя в оценке этого
параметра воздействия практики на
познание одинаково ошибочны обе
крайности - и узкий практицизм в
подходе к науке, непомерно сужающий
диапазон исследовательского поиска, и
попытки ухода в так называемую "чистую"
науку, нежелание работать над
решением практических задач.
К тому же нужно видеть и учитывать
неодинаковую дистанцию разных
отраслей знания от практики: связь
технических наук с производственной
практикой самая непосредственная,
фундаментальных наук - более
отдаленная, опосредованная.
Роль практики как цели познания
особенно ярко проявляется в наши дни в
том, что наука превращается в
непосредственную производительную
силу, играет все большую роль в
развитии и материально-производственной
и социальной сферы общественной жизни.
Наряду с этим важно видеть и учитывать,
что познание в свою очередь оказывает
существенное обратное влияние на
практику, реализуя, в частности,
информационно-отражательную функцию,
формируя идеальные планы
деятельности.
Не меньшее значение для практики
имеет проектно-конструкторская
функция познания, обеспечивающая
формирование таких видов
деятельности, которые без науки не
могли бы возникнуть.
Кроме того, познание воздействует на
практику через регулятивную и
корригирующую функции, влияние
которых проявляется в управлении
практикой и в коррекции, выправлении
отдельных сторон практической
деятельности.
Иными словами, не только практика
устанавливает истинность теории, но и
подлинно научная теория выполняет
роль критерия правильности практики.
Наконец, познание, теория
воздействуют на практику через
предсказательную, прогнозирующую
функцию, определяя не только тактику,
но и стратегию практической
деятельности.
Все это вместе взятое свидетельствует
о взаимном влиянии практики и
познания, практики и теории, об их
органическом единстве.
Анализ сущности познавательного
отношения человека к миру и выявление
роли практики в познании как его
источника и основы подводит к решению
следующей узловой проблемы - к
рассмотрению, так сказать, механизма
процесса, соотношения в нем
чувственного отражения и
рационального познания.
|