|
Истина, верное отражение
объективной действительности в
сознании человека, воспроизведение её
такой, какой она существует сама по
себе, вне и независимо от человека и его
сознания. Понимание И. как соответствия
знания вещам восходит к мыслителям
древности. Так, Аристотель писал: "...прав
тот, кто считает разделенное (в
действительности. - Ред.) - разделенным
и соединенное - соединенным..." (Метафизика,
IX, 10, 1051 b. 9; рус. пер., М.-Л., 1934). Эта
традиция в понимании И. продолжена в
философии нового времени (Ф. Бэкон, Б.
Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П.
Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г.
Чернышевский, Л. Фейербах и др.).
Понятие истины
Сам факт возможности для познания
впадать в заблуждение в процессе
поиска истины требует отыскания
инстанции, которая могла бы помочь
определить, истинен некоторый
результат познания или ложен. Иными
словами - что является критерием истины?
Поиск такого надежного критерия идет в
философии издавна. Рационалисты Декарт
и Спиноза считали таким критерием
ясность.
Вообще говоря, ясность годится как
критерий истины в простых случаях, но
критерий этот субъективен, а потому и
ненадежен - ясным может представляться
и заблуждение, особенно потому, что это
мое заблуждение.
Другой критерий - истинно то, что
признается таковым большинством. Этот
подход кажется привлекательным. Разве
не пытаемся мы решать многие вопросы по
большинству голосов, прибегая к голо-
сованию?
И тем не менее и этот критерий
абсолютно ненадежен, ибо исходный
пункт, а в данном случае - субъект. В
науке вообще проблемы истины не могут
решаться большинством голосов. Стоит
опять - таким вспомнить, как в 1948 году
Лысенко и его соратники
забаллотировали на сессии ВАСХНИЛ
генетику, объявив ее лженаукой.
Генетиков обвиняли в шарлатанстве,
хотя на деле шарлатанами оказались Т.Д.
Лысенко, его ближайший соратник
Презент и компания.
К слову сказать, этот критерий был
предложен субъективным идеалистом
Беркли, а позднее поддержан Богдановым,
утверждавшим, что истина есть
социально организованная форма опыта,
т.е. опыт, признаваемый большинством.
Наконец, еще один, прагматический
подход. Истинно то, что полезно. В
принципе истина всегда полезна, даже
тогда, когда она неприятна. Но обратное
заключение: полезное всегда есть
истина - несостоятельно. При подобном
подходе любая ложь, если она полезна
субъекту, так сказать, во спасение ему,
может считаться истиной.
Порок критерия истины, предлагаемого
прагматизмом, также в его субъективной
основе. Ведь в центре здесь стоит
польза субъекта.
Так каков же в действительности
критерий истины? Ответ на этот вопрос
дал К. Маркс в своих "Тезисах о
Фейербахе": "...Обладает ли
человеческое мышление предметной
истинностью, вовсе не вопрос теории, а
практический вопрос. Спор о
действительности или
недействительности мышления,
изолирующегося от практики, есть чисто
схоластический вопрос". (Маркс К.
Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.3. С. 1-2.).
Но почему практика может выступать в
роли критерия истины?
Дело в том, что в практической
деятельности мы соизмеряем,
сопоставляем знание с объектом,
опредмечиваем его и тем самым
устанавливаем, насколько оно
соответствует объекту. Практика выше
теории, поскольку она обладает
достоинством не только всеобщности, но
и непосредственной действительности,
так как в практике воплощено знание, а
вместе с тем она предметна.
Конечно, далеко не все положения науки
нуждаются в практическом
подтверждении. Если эти положения
выведены из достоверных исходных
положений по законам логики, то они
также достоверны, т.к. законы и правила
логики тысячи раз проверялись на
практике.
Практика как критерий истины и
абсолютна и относительна. Абсолютна,
так как иного критерия в нашем
распоряжении нет. Но этот критерий и
относителен в силу ограниченности
практики в каждый исторический период.
Так, практика на протяжении столетий не
могла опровергнуть тезис о неделимости
атома. Но с развитием практики и
познания этот тезис был опровергнут.
Противоречивость практики как
критерия истины является своеобразным
противоядием против догматизма и
окостенения мысли.
|