|
Рассматривая предметы и явления в их
становлении, изменении и развитии,
зададимся вопросом: каков механизм
развития, его причины, направленность
развития? Ответы на этот вопрос дают
основные законы диалектики. Закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений показывает
внутренний механизм движения и
развития вещей, с чего начинается их
изменение и во что выливается. Этот
закон раскрывает характер процесса
развития, пути и формы перехода от
старого к новому через категории "качество",
"количество", "мера". Каждый
предмет обладает своей спецификой,
особенностями, отличается от других
предметов. Эти отличия могут быть либо
количественными, либо качественными.
Что такое качество? Это совокупность
свойств, признаков, которые
принадлежат вещам, явлениям, выражают
относительную устойчивость предмета,
его отличие от других предметов. Это то,
что делает вещь именно данной вещью.
Качество отграничивает одну вещь от
другой, один класс вещей от других.
Гегель определил качество как
внутреннюю определенность вещи,
тождественную своему бытию. Качества
объективны, т.е. существуют независимо
от нашего сознания, они объективно
присущи предметам и явлениям.
Противоположна качеству категория
количество. Количество -
определенность вещи, безразличная к
своему бытию, внешняя определенность,
как говорил Гегель. Это значит, что
количественные характеристики,
меняясь до определенных пределов, не
меняют бытия вещи. Действительно, вода
остается жидкостью от О 5о 0 до 1ОО 5о 0,
сохраняя свою качественную
определенность как воды, в отличие от
льда или пара. Различия здесь выступают
в виде количественных. Количество как
выражение однородности вещей, сходства
их и подобия характеризует величину,
степень развития данного качества.
Количество выражается числом, объемом,
величиной, отражает интенсивность
протекания процесса и т.д. Количество
является важнейшей характеристикой
предметов и явлений, что особенно ярко
видно из Периодической системы
химических элементов Менделеева, где
количественная характеристика
химических элементов (число протонов в
атомном ядре) является важнейшей в
определении места элемента в системе и
его ключевых характеристик. Качество и
количество диалектически связаны
между собой как две противоположные
стороны предмета. Как любые
диалектические противоположности, они
одновременно взаимоисключают и
обусловливают друг друга. Качественная
определенность вещи не существует без
количественной и наоборот. Это
единство нашло свое отражение в
понятии меры, которое ввел Гегель. Он
пришел к выводу, что непрерывные
количественные изменения, достигая
определенного предела, т.е. границы
меры, вызывают перерыв, скачок, в
результате которых существующий до
этого предмет исчезает и возникает
новый, на смену качеству приходит новое.
Таким образом, мера - это единство
качества и количества, тот
количественный интервал, внутри
которого сохраняется данное качество.
Важность открытия Гегелем данной
взаимосвязи хорошо видна, в частности,
при анализе атомных превращений. Так,
радий 226 при комнатной температуре -
серебристо-белый металл, в котором
непрерывно происходят количественные
изменения: он непрерывно испускает
альфа-лучи, ядра гелия, в результате
чего его атомный вес понижается. Когда
этот вес достигает величины 222,
происходит нарушение меры,
качественное изменение, и радий
превращается в газообразный радон,
физические и химические свойства
которого иные, чем у радия. Так же
обстоит дело и с превращениями других
радиоактивных элементов. Понятие меры
широко используется в теории
развивающихся систем, как природных,
так и технических. Ученые, занимающиеся
кибернетикой, в частности Д. Нейман,
доказали, что существует критический
уровень сложности системы, при
достижении которого поведение ее
качественно меняется. Моменты перехода
от одной меры к другой Гегель назвал
узловыми точками меры, а весь процесс
развития - узловой линией меры. Таким
образом, категория меры дает ключ к
пониманию механизма действия закона
взаимного перехода количественных
изменений и изменений качественных и
механизма развития в целом. Рассмотрим
подробнее, как же происходит развитие с
точки зрения данного закона. Процесс
развития предмета осуществляется в
виде количественных и качественных
изменений; количественные изменения,
достигнув предела меры, нарушают ее,
вызывая коренные, качественные
изменения. Старое качество исчезает, и
на смену ему приходит новый предмет со
своей особой, качественной и
количественной определенностью. Закон
этот носит всеобщий характер, действуя
в природе, обществе и мышлении.
Рассмотрим действие данного закона на
примере химии, которую Энгельс называл
наукой о качественном изменении тел
под влиянием изменения количества. СО -
угарный газ, СО 42 0 - углекислый газ
резко отличаются друг от друга, имея
количественный состав. 6N 42 0О -
веселящий газ, N 42 0О 45 0 - азотный
ангидрид, твердое вещество. В живой
природе примером может служить
эволюционная теория Дарвина о
происхождении видов путем
естественного отбора. В общественной
жизни - смена формаций в результате
роста производительных сил и изменения
производственных отношений. Закону
подчиняется и развитие человеческой
мысли. Так, из истории развития физики
известно, что когда прогресс физики
вплотную подвел к необходимости
создания теории относительности, к
этому открытию независимо друг от
друга приближались несколько ученых:
Анри Пуанкаре, Поль Ланжевен и сам А.
Эйнштейн. Если бы ее не открыл А.
Эйнштейн, который раньше других понял
необходимость пересмотра традиционных
физических теорий, то ее бы создали
другие ученые, возможно, позже и в
другой форме. Это признавал и сам
Эйнштейн, ибо идея уже витала в воздухе.
Переход количественных изменений в
качественные сопровождается и
обратным процессом: новое качество
порождает новые количественные
изменения. Потому мы говорим о взаимном
переходе количественных изменений и
изменений качественных. Сам переход от
старого качества к новому в отличие от
количественных изменений (непрерывности)
осуществляется всегда в виде скачка,
перерыва постепенности. Скачок - это
форма перехода к новому качеству,
перерыв линии количественных
изменений. Он подготавливается всем
предшествующим ходом развития и
представляет собой закономерную и
всеобщую форму превращения одного
качества в другое. Например, переход от
одной формы движения к другой;
появление жизни на Земле, становление
человека и т.д. Характер скачка может
быть разным в зависимости от природы
явления и условий, в которых он
протекает. Так, взрыв атомной бомбы и
распад урана в естественных условиях
представляют собой два разных вида
скачка. При всем многообразии скачков,
как правило, выделяют два их вида.
Первый вид - это резкие, бурные скачки,
при которых происходит превращение
старого качества новое практически
одномоментно, сразу. Так протекают
химические реакции, превращения
элементарных частиц и т.д. Второй вид
скачка - скачки в форме постепенного
качественного перехода отдельных
сторон предмета в новое состояние. К
ним можно отнести, например,
возникновение жизни на Земле,
образование геологических пород,
изменение клетки. Так, скачок, в
результате которого возникло все живое
из неживого, занимал в ходе эволюции
Земли около одного млрд. лет. Таким
образом, развитие мира (природных,
социальных явлений и мышления)
осуществляется путем накопления
количественных изменений и их перехода
в качественные. Следующий закон
диалектики - единства и борьбы
противоположностей - играет особую
роль в структуре диалектики, так как
раскрывает источник развития и
движения. Поэтому В.И. Ленин называл его
сутью, ядром диалектики. Важнейшие
категории, которыми мы оперируем,
рассматривая данный закон: тождество,
различие, противоположности,
противоречия. Всем предметам и
явлениям окружающего мира свойственна
относительная устойчивость,
определенность, иначе они просто не
существовали бы. Этот момент
постоянства, устойчивости, единства,
многообразия и непрерывности
отражается в категории тождество.
Вместо с тем каждый предмет, явление
находятся в постоянном движении,
изменении. В одну и ту же реку нельзя
войти дважды. Гераклит выразил в этой
формуле текучесть, подвижность,
изменчивость, неповторимость
предметов или их различие. С точки
зрения диалектики в реальной жизни нет
абсолютного различия, как нет и
абсолютной текучести. Эти понятия
существуют только в мышлении, как,
например, понятие абсолютно черного
тела. В действительности тождество и
различие взаимосвязаны и
переплетаются, поэтому в реальности
каждая вещь не только равна, т.е.
тождественна самой себе, но и различна
одновременно. Например, любой
растительный или животный организм
каждое мгновение меняется, во-первых,
потому, что он непрерывно усваивает
одни и выделяет другие вещества, во-вторых,
из-за того, что происходящие в нем
физиологические процессы существенно
изменяют внутренние характеристики
самого организма. В неорганической
природе все также пребывает в
состоянии непрестанных механических,
электрических, химических изменений,
начиная от минералов, кончая всей
Землей. Таким образом, любой объект,
сохраняя до поры до времени ряд своих
характеристик ( в этом отношении он
тождествен с самим собой), в то же время
утрачивает ряд других характеристик и
приобретает новые ( в этом проявляется
его отличие от самого себя).
Устойчивость и изменчивость, т.е.
тождество и различие противостоят друг
другу в предмете как две
противоположные стороны, входящие в
данное единство. Каждый предмет - это
единство противоположностей. Так,
живой организм включает в себя
изменчивость и наследственность,
ассимиляцию и диссимиляцию,
электричество характеризуют
положительно и отрицательно
заряженные частицы, производительные
силы и производственные отношения
выступают как стороны способа
производства. Во всех этих явлениях
одна противоположность не существует
без другой и в то же время отрицает
другую. При нарушении их единства
предмет разрушается или превращается в
новую вещь. Противоположные стороны
предметов взаимообусловливают друг
друга и, взаимодействуя, образуют
противоречие. Противоречие - это
определенный тип взаимодействия
противоположных сторон, свойств,
тенденций в предметах и между ними.
Противоречия заложены в самой сущности
вещей, поэтому являются формой
проявления активности материи. Маркс,
исследуя товар, писал, что он есть
единство потребительной стоимости и
стоимости. Это двоякое существование
товара должно развиваться дальше в
различие, различие - в
противоположность и в противоречие.
Диалектическое противоречие
представляет собой сложную
динамическую систему, в которой можно
выделить следующие элементы: 1)
взаимополагание противоположностей; 2)
взаимопроникновение; 3)
взаимоисключение. Взаимополагание и
взаимопроникновение означают единство
противоположностей, выражающее
устойчивость объекта.
Взаимоисключение - "борьбу",
внутреннюю напряженность в предмете и
потребность в разрушении противоречий.
Однако эти два момента занимают разное
положение в структуре противоречия.
Единство противоположностей временно,
преходяще, релятивно (как их совпадение,
равенство), а борьба - абсолютна, как
абсолютен процесс развития и движения.
Таким образом, момент, когда существует
данное единство противоположностей,
это время относительного покоя, когда
между противоположными сторонами,
тенденциями еще сохраняется момент
равновесия, когда новые тенденции еще
не настолько выросли и окрепли, чтобы
побороть свою противоположность. С
точки зрения диалектики противоречия
носят всеобщий характер. Значит,
предмет можно представить в виде
системы противоречий, которые делятся
на внутренние и внешние, существенные и
несущественные, основные и неосновные.
Итак, развитие объективной реальности
и познания идет через раздвоение
единого на противоположные стороны,
которые взаимодействуют друг с другом,
и это взаимодействие движет и
развивает предмет. В физической форме
движения материи действие закона
выступает в виде противоречий
притяжения и отталкивания, ассоциации
и диссоциации, упорядоченности -
хаотичности, действия и
противодействия частиц и т.д. В
химической форме движения при
сохранении этих противоположностей на
первый план выступают противоречия
устойчивости и изменчивости,
ассоциации и диссоциации атомов. В
биологической форме движения это
противоречия ассимиляции и
диссимиляции, наследственности и
изменчивости. В социальной сфере -
противоречие производства и
потребления. Рассмотренные выше два
закона органически связаны с третьим -
законом отрицания отрицания, который
раскрывает направление и
преемственность в развитии. Понимание
процесса развития предполагает и ответ
на вопросы: существует ли связь между
тем, что существовало ранее, и тем, что
вновь возникло? Что представляет собой
эта связь? Имеется ли какая-либо
направленность в бесконечном числе
изменений мира? На эти вопросы и
отвечает закон отрицания отрицания,
выражая существенные, необходимые
связи и отношения между прошлым и
настоящим, настоящим и будущим, между
этапами развития предмета. Содержание
закона раскрывается через понятия "отрицание",
"диалектическое отрицание", "отрицание
отрицания". Термин "отрицание"
употребляется не только в философии, но
и в других науках, а также в
повседневной жизни, означая
опровержение, а в более общем смысле -
уничтожение. Любая вещь, явление рано
или поздно подвергаются уничтожению, т.е.
отрицанию, которое носит всеобщий
характер. Этот момент признается всеми
философскими школами. Однако далее
мнения диалектиков и метафизиков
расходятся. Диалектика считает, что
основным содержанием отрицания
являются два взаимосвязанных момента:
1) уничтожение, отмирание старого,
отжившего или не отвечающего новым
условиям и 2) в то же время сохранение
того ценного, положительного, что было
в предмете. Оба процесса идут
одновременно, обусловливая связь в
развитии, с одной стороны, и
самоотрицание вещи - с другой. В
качестве примера можно рассмотреть
эволюцию форм отражения. Сохранение
старого в новом в "снятом", т.е.
преобразованном виде выражается через
категорию "преемственность" (преемственность
в развитии научных теорий, например). В
противоположность диалектике
метафизика понимает отрицание как
простое уничтожение по принципу "или"
- "или". Этим страдала теория
Пролеткульта, некоторые теории
исторического круговорота. В
окружающем нас мире, конечно, есть и
простое уничтожение, и регресс, и
круговорот. Однако, говоря о
диалектическом отрицании, мы отмечаем,
что оно дает качественно более высокую
ступень в развитии, отрицание старого
создает предпосылки для утверждения
нового. Уже простое наблюдение
приводит нас к убеждению, что в
действительности развитие не
ограничивается одним отрицанием, а
представляет собой целую цепочку
отрицаний. Так, новое явление, которое
подвергло отрицанию старое, с течением
времени тоже устаревает и в свою
очередь отрицается. Вновь возникающее
явление как бы повторяет ту или иную
уже ранее пройденную ступень. Зародыш
человека, например, в своем развитии
как бы заново проходит основные вехи
истории животного мира. Механизм
перехода от первого отрицания ко
второму и т.д. в общем один и тот же и
заключается в его внутренней
противоречивости. Результатом
последовательной смены диалектических
отрицаний является поступательное
развитие, т.е. обогащение содержания
развивающегося явления новыми
качествами. Повторение пройденного
входе отрицания одних предметов
другими - не случайное явление, а
всеобщий закон развития. Развитие, как
бы повторяющее пройденные уже ступени,
но повторяющее их иначе, на более
высокой базе (отрицание отрицания),
развитие, так сказать, по спирали, а не
по прямой. Именно спираль есть наиболее
адекватная, наглядная модель
прогрессивного развития. Она
отличается от наложения друг на друга
кругов тем, что соединяет в себе
движение по кругу с движением
поступательным. Таким образом, суть
закона состоит в том, что на высшей
ступени развития происходит как бы
возврат к старому, повторение
известных черт, свойств предмета, но
уже в измененном виде. Действие данного
закона четко видно в периодическом
законе химических элементов, в
развитии живых организмов, в их
онтогенезе и филогенезе, в
общественной жизни - во взаимодействии
производительных сил и
производственных отношений. Действие
закона отрицания отрицания можно
проследить на примере теории света. Так,
выдвинутая в начале XVIII века Ньютоном
корпускулярная теория света была
отвергнута в результате позднейших
открытий в области оптики, где, как
представлялось, полностью утвердилась
диаметрально противоположная волновая
теория света, просуществовавшая до
конца XIX века. Позднее, благодаря теории
квантов Планка и введению Эйнштейном
понятия фотона, отвергнутые, казалось
бы, раз и навсегда корпускулярные
представления снова вошли в оптику, но
уже на новой основе, в соединении с
идеей о волновой природе того же света.(Луи
де Броль). Завершая анализ закона
отрицания отрицания, следует отметить
один важный момент. Диалектическое
отрицание есть предпосылка действия
закона, но не он сам. Отрицание есть во
всяком процессе превращения старого
качества в новое, даже там, где этот
закон не действует. Например,
превращение воды в пар и пара в воду.
Здесь два отрицания, но возврат в
первоначальное состояние не выводит
явление на более высокий уровень
развития, даже если мы десятки раз
проведем эти циклы. Спирали в этом
процессе нет. То же самое при
превращении фотонов в пару электрон -
позитрон и обратно. Следовательно,
цепочка отрицаний еще не означает
действие закона. Сущность закона в
переходе к более высокой основе,
возвращение назад, повторение
пройденного, но на новой ступени, т.е.
как бы по спирали. Таким образом, исходя
из вышеизложенного, можно сделать
вывод, что диалектика является не
только учением о всеобщей,
универсальной связи и развитии, но и
научным методом познания, позволяющим
вскрывать сущность явлений и процессов.
Отрицания отрицания закон, один
из основных законов диалектики,
характеризующий направление процесса
развития, единство поступательности и
преемственности в развитии,
возникновения нового и относительной
повторяемости некоторых моментов
старого. Впервые был сформулирован Г.
Гегелем, хотя отдельные черты этого
закона (диалектический характер
отрицания, роль преемственности в
развитии, нелинейный характер
направления развития) фиксировались и
в предшествующей истории философии. В
системе гегелевской диалектики
развитие есть возникновение
логического противоречия и снятие его
в дальнейшем; в этом смысле оно есть
зарождение внутреннего отрицания
предыдущей стадии, а затем и отрицание
этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М.,
1939, с. 309-10). Поскольку отрицание
предыдущего отрицания происходит
путём снятия, оно всегда есть в
известном смысле восстановление того,
что отрицалось, возвращение к уже
пройденной стадии развития. Однако это
не простой возврат к исходной точке, а
"... новое понятие, но более высокое,
более богатое понятие, чем предыдущее,
ибо оно обогатилось его отрицанием или
противоположностью; оно, стало быть,
содержит в себе старое понятие, но
содержит в себе более, чем только это
понятие, и есть единство и его и его
противоположности" (там же, т. 5, М., 1937,
с. 33). О. о. з. оказывается, таким образом,
всеобщей формой раздвоения единого и
перехода противоположностей друг в
друга или, иными словами, всеобщим
проявлением закона единства
и борьбы противоположностей. Гегель
гипертрофировал значение триады как
формы действия О. о. з., стремился "подвести"
под нее все процессы изменения и
развития.
В материалистической диалектике О. о.
з. рассматривается как закон развития
природы, общества и мышления. При этом,
если закон единства и борьбы
противоположностей вскрывает источник
развития, а закон перехода
количественных изменений в
качественные - механизм развития, то
О. о. з. выражает развитие в его
направлении, форме и результате.
Действие О. о. з. полностью
обнаруживается лишь в целостном,
относительно завершенном процессе
развития, через цепь взаимосвязанных
переходов, когда можно зафиксировать
более или менее законченный (с точки
зрения направления развития) его
результат. На каждой отдельной стадии
этот закон обнаруживается обычно лишь
как тенденция.
В раскрытии содержания О. о. з. главную
роль играет понятие диалектического
отрицания. Без отрицания старого
невозможно рождение и созревание
нового, а следовательно, и невозможен
процесс развития. Согласно О. о. з.,
развитие осуществляется циклами,
каждый из которых состоит из трёх
стадий: исходное состояние объекта, его
превращение в свою противоположность,
т. е. отрицание; превращение этой
противоположности в свою
противоположность.
Последовательность циклов,
составляющую цепь развития, можно
образно представить в виде спирали. "Развитие,
как бы повторяющее пройденные уже
ступени, но повторяющее их иначе, на
более высокой базе ("отрицание
отрицания"), развитие, так сказать, по
спирали, а не прямой линии" (Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 55). При
таком изображении каждый цикл
выступает как виток в развитии, а сама
спираль - как цепь циклов. Хотя спираль
и является лишь образом, выражающим
связь между двумя или более точками в
процессе развития, образ этот удачно
схватывает общее направление развития,
осуществляемого в соответствии с О. о. з.:
возврат к уже пройденному является не
полным; развитие не повторяет
проложенных путей, а отыскивает новые,
сообразно с изменением внешних и
внутренних условий; повторение
известных черт, свойств, уже имевших
место на прежних этапах, всегда
является тем более относительным, чем
сложнее процесс развития.
Спиралевидность характеризует не
только форму процесса развития, но и
темпы этого процесса: с каждым новым
витком спирали преодолевается всё
более значительный путь, поэтому можно
говорить о том, что процесс развития
связан с ускорением темпов, с
непрерывным изменением внутреннего
масштаба времени развивающейся
системы. Эта закономерность
обнаруживается как в развитии общества
и природы, так и в развитии научного
познания.
Единство и борьба
противоположностей, всеобщий закон
природной и общественно-исторической
действительности, выступающий и как
закон её познания, выражающий суть, "ядро"
диалектики. Этот закон занимает
центральное место в
материалистической диалектике, имеет
универсальное методологическое
значение. В мире нет таких явлений,
которые бы находились вне процесса
бесконечного развития, процесса
возникновения внутри всякой
целостности противоположных моментов,
их превращения друг в друга, вне
противоречивых отношений между ними.
Характеристика всякого объекта как
подчинённого закону Е. и б. п. указывает
на источник всеобщего движения и
развития не где-то вне его самого, не в
метафизических или сверхъестественных
силах, а в самом объекте, в его
самодвижении и развитии. Этот закон
ориентирует на раскрытие внутреннего
механизма и динамики саморазвития. Он
позволяет понять всякую целостность
как сложную и расчленённую систему,
заключающую в себе элементы или
тенденции, непосредственно друг с
другом несовместимые. Он даёт
возможность всякую ставшую структуру
истолковать так, что её пронизывает
логика её исторического становления.
Закон Е. и б. п. снимает иллюзию
окончательности со всякой
ограниченной формы существования в
природе и обществе, он ориентирует на
раскрытие преходящего характера таких
форм, их переход в более высокие и
развитые формы по мере исчерпания ими
своих возможностей. Например, в
биологической эволюции именно путём Е.
и б. п. наследственности и изменчивости
происходит становление новых форм
жизни. В физических процессах именно Е.
и б. п., выступающие, например, как
корпускулярные и волновые свойства,
объясняют природу света, более того,
это явилось почвой для "драмы идей"
в физической науке, где противоборство
корпускулярной и волновой теорий и их
синтез характеризовали её прогресс.
Простейшее выражение Е. и б. п. в товарно-капиталистическом
мире - это потребительная стоимость и
стоимость; наиболее развитые
противоположности капитализма -
рабочий класс и буржуазия; капиталист
выступает как персонификация капитала,
как "... порождение труда, враждебное
труду" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 307).
Относительно внешняя сторона Е. и б. п.
состоит в том, что существуют вне друг
друга полюсы или крайности, такие, как
левое и правое, хорошее и дурное, плюс и
минус, северный и южный полюсы и т. п.
Эти полюсы в равной мере взаимно
предполагают друг друга (нераздельны,
находятся в корреляции) и исключают
один другой (вытесняют, отталкивают,
несовместимы). Рассудочное мышление, в
силу своей ограниченности (см. Рассудок)
познаёт только эту, внешнюю сторону Е. и
б. п. Оно видит в отношениях между
противоположностями только
взаимодействие логически равных
крайностей. На основе этого
представления полюсы истолковываются
метафизическими концепциями
дуалистически - как вечные мировые
абсолюты ("свет" и "тьма",
абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное).
Диалектика же, напротив, вовсе не
останавливается на признании того, что
противоположности проявляются как
полюсы. Она усматривает за их
взаимодействием неравноправное
отношение противоположностей,
возникающих одна из другой, их переход
друг в друга, взаимопроникновение,
доходящее до тождества, их
противоречия (см. Противоречие)
и разрешение через борьбу. "Диалектика
есть учение о том,... как бывают...
тождественными противоположности..."
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с.
98). С точки зрения разумного
диалектического мышления (см. Разум)
действительных противоположностей не
бывает вне единства и тождества, вне
взаимопроникновения и борьбы. Точно
так же не бывает действительного
конкретного единства без
специфических противоположностей (например,
нового и старого, традиционного и
творческого и т. п.).
Выражение "борьба
противоположностей" содержит
следующий смысл: 1) всякая органическая
система заключает в себе внутреннее
противоречие; 2) это противоречие
непрерывно разрешается и
воспроизводится; 3) оно осложняется тем,
что каждая из обладающих относительной
самостоятельностью внешних
противоположностей сама противоречива;
4) только через полное разрешение таких
противоречий целого возможно
прогрессивное преодоление его и
переход к высшей форме.
В обществе развитие совершается как Е.
и б. п., присущих процессу, в котором
люди (классы и т. п.) делают свою историю.
Прогресс материальной и духовной
культуры происходит через порождение
противоречащих друг другу тенденций,
способов деятельности, всё более
многообразных способностей, форм
общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование
двух взаимно-противоречивых сторон, их
борьба и их слияние в новую категорию
составляют сущность диалектического
движения" (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146).
Однако в условиях классовых формаций
созидательная диалектика процесса
человеческой деятельности скована и
изуродована классовым антагонизмом.
Капитализм, последняя
антагонистическая формация, порождает
и формирует рабочий класс, призванный
исторически в конечном счёте
преодолеть мир антагонизмов.
Поднимаясь в своём развитии и
образовании, рабочий класс всё больше
становится творчески-революционной
силой, выступающей против всех форм
социального гнёта. Он становится
способным также "... сбросить с себя
всю старую мерзость..." и создать
коммунистическое общество (Маркс К. и
Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).
Марксистское понимание Е. и б. п.
противоречит попыткам
абсолютизировать антагонизмы или
истолковать их как некое фатальное
разрушительное начало в истории.
Антагонизм есть лишь ограниченная,
преходящая форма отношений между
противоположностями. Ложная апология
антагонизмов приводит к концепции
противоположностей без единства, без
общности происхождения.
Закон Е. и б. п. не совместим ни с
субъективизмом, подменяющим
конкретные решения проблем
предвзятыми абстрактными
разграничениями, ни с объективизмом, не
проникающим в противоречивость
объективных процессов. Борцы за
коммунизм видят в Е. и б. п. Философский
принцип коммунистического идеала и
метод его реализации в истории.
Переход количественных изменений в
качественные, один из основных
законов материалистической диалектики,
согласно которому изменение качества
объекта происходит тогда, когда
накопление количественных изменений
достигает определённого предела. Этот
закон вскрывает наиболее общий
механизм развития.
Впервые он был сформулирован на
объективно-идеалистической основе Г.
Гегелем. Творческое развитие на базе
диалектического материализма получил
в трудах классиков марксизма-ленинизма.
Закон П. к. и. в к. носит объективный и
всеобщий характер. Его содержание
раскрывается с помощью всех категорий
диалектики и прежде всего категорий качества,
количества
и меры.
Любое количественное изменение
выступает как изменение элементов
системы. Степень различия между старым
и новым качеством зависит от
количественных изменений в
рассматриваемом объекте. "...
Качественные изменения - точно
определенным для каждого отдельного
случая способом - могут происходить
лишь путем количественного
прибавления либо количественного
убавления материи или движения (так
называемой энергии)" (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.
385). Появление нового качества по
существу означает появление предмета с
новыми закономерностями и мерой, в
которой заложена уже иная
количественная определённость. При
этом глубина качественных изменений
может быть различной; она может
ограничиваться уровнем данной формы
движения, а может выходить за его
пределы: наш предок, антропоид,
например, с биологического уровня
поднялся до социального.
Процесс коренного изменения данного
качества, "надлом" старого и
рождение нового есть скачок. Он
является переходом от старого качества
к новому, от одной меры к другой. "Чем
отличается диалектический переход от
недиалектического? Скачком.
Противоречивостью. Перерывом
постепенности" (Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 29, с. 256). Переход явления из
одного качественного состояния в
другое есть единство уничтожения и
возникновения, бытия и небытия,
отрицания и утверждения (см. Единство
и борьба противоположностей). Скачок
включает в себя момент снятия прежнего
явления возникающим; при этом
качественные и количественные
изменения взаимно обусловливают друг
друга (см. Отрицания
отрицания закон).
Неверно представлять, что сначала
происходят лишь количественные
изменения, а вслед за ними только
качественные, потом снова лишь
количественные и т.д. В
действительности же переход одного
явления в другое есть взаимодействие
количественных и качественных
изменений, проходящих через ряд
промежуточных фаз. При этом различные
фазы изменения данного качества
означают изменение степени данного
качества, то есть по сути дела
количественное изменение. "...
Промежуточные звенья доказывают
только, что в природе нет скачков
именно потому, что она слагается сплошь
из скачков" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 586). Со
стороны количественных измерений этот
переход выступает во времени как нечто
постепенное, а со стороны качественных
- как скачок. Начало скачка от одного
явления в другое характеризуется
началом коренного преобразования всей
системы связей между элементами целого,
самой природы элементов. Завершение
скачка означает образование единства
качественно новых элементов и иной
структуры целого. Большими скачками в
развитии объективной реальности
являются образование звёзд, в
частности Солнечной системы с её
планетами, возникновение жизни на
Земле, образование новых видов
животных и растений, происхождение
человека и его сознания, возникновение
и смена общественно-экономических
формаций в истории человеческого
общества. Особым видом скачка,
характерным для общественного
развития, является революция.
В процессе развития можно выделить
два основных вида скачков: скачок как
"точечное" во времени изменение,
то есть резкий переход от одного
качества к другому, и скачок как
некоторый процесс определённой
длительности. Скачок может длиться
миллиардную долю секунды в
микропроцессах, миллиарды лет - в
космических процессах и сотни тысяч
лет - в образовании видов животных.
Отличительной особенностью скачка
является лишь то, что возникновение
нового качества означает конец имевшей
место ранее закономерности
количественных изменений. Для скачков
первого типа характерны резко
выраженные границы перехода, большая
интенсивность, скорость процесса
самого перехода, целостная перестройка
всей системы как бы разом. Примерами
такого рода скачков являются атомный
взрыв или политическая революция в
обществе.
Исходя из природы качества как
системы свойств, следует различать
единичные или частные скачки,
связанные с появлением новых отдельных
свойств, и общие скачки, связанные с
преобразованием всей системы свойств,
то есть качества в целом.
Скачки можно различать и по характеру
процессов, предваряющих качественное
преобразование. В одной форме скачков
резко выражена граница перехода,
например рождение и смерть организма.
Предварительные изменения постепенно
нарастают до границы меры без
коренного преобразования данного
качества. В скачках иного рода процесс
коренного преобразования качества не
предваряется постепенными
количественными изменениями, которые
включаются в сам процесс перестройки
данной системы. Так, переход одного
электрона с внешней орбиты атома на
внутреннюю существенно влияет на
химические свойства атома или молекулы.
Изменение качества также влечёт за
собой изменение количества. В общей
форме это выражается в том, что по мере
повышения уровня организации материи
убыстряется темп её развития.
Закон взаимного П. к. и. в к. имеет
важное методологическое значение,
обязывая учёного изучать объект и с
качественной, и с количественной
сторон в их единстве, так чтобы
количественные характеристики не
затмевали качественные определённости
фактов и закономерностей. Этот закон
предостерегает как от всех форм
плоского эволюционизма, реформизма,
так и от разновидностей катастрофизма,
а в общественном развитии - от
субъективистского авантюризма (см. Катастроф
теория). |