|
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе)
- искусство вести беседу, спор, от dialégomai
- веду беседу, спор], учение о наиболее
общих закономерностях становления,
развития, внутренний источник которых
усматривается в единстве
и борьбе противоположностей. В этом
смысле Д., начиная с Гегеля,
противопоставляется метафизике
- такому способу мышления, который
рассматривает вещи и явления как
неизменные и независимые друг от друга.
По характеристике В. И. Ленина, Д. - это
учение о развитии в его наиболее полном,
глубоком и свободном от
односторонности виде, учение об
относительности человеческого знания,
дающего нам отражение вечно
развивающейся материи. В истории Д.
выделяются следующие основные этапы:
стихийная, наивная Д. древних
мыслителей; Д. философов эпохи
Возрождения; идеалистическая Д.
немецкой классической философии; Д.
русских революционных демократов 19 в.;
марксистско-ленинская
материалистическая Д. как высшая форма
современной Д. В философии марксизма
получило научно обоснованное и
последовательное выражение единство
материализма и Д.
Последовательно материалистическое
истолкование Д. было дано К. Марксом и Ф.
Энгельсом - основоположниками учения
диалектического материализма.
Критически переработав достижения
предшествующей Д., К. Маркс и Ф. Энгельс
применили созданное ими учение к
переработке философии, политической
экономии, истории, к обоснованию
политики и тактики рабочего движения.
Выдающийся вклад в развитие
материалистической Д. принадлежит В. И.
Ленину. Классики марксизма-ленинизма
рассматривают материалистическую Д.
как учение о всеобщих связях, о
наиболее общих законах развития бытия
и мышления.
Материалистическая Д. выражается в
системе категорий и законов.
Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс
писал: "Главные законы: превращение
количества и качества - взаимное
проникновение полярных
противоположностей и превращение их
друг в друга, когда они доведены до
крайности, - развитие путем
противоречия, или отрицание отрицания,
- спиральная форма развития" ("Диалектика
природы", 1969, с. 1). Среди всех законов
Д. особое место занимает закон единства
и борьбы противоположностей, который В.
И. Ленин назвал ядром Д.
Принцип всеобщей связи явлений Ленин
называл одним из основных принципов Д.
Отсюда методологический вывод: чтобы
действительно знать предмет, надо
охватить, изучить все стороны, все
связи и опосредования. Характеризуя Д.
как учение о развитии, Ленин писал: "Развитие,
как бы повторяющее пройденные уже
ступени, но повторяющее их иначе, на
более высокой базе (“отрицание
отрицания”), развитие, так сказать, по
спирали, а не по прямой линии; - развитие
скачкообразное, катастрофическое,
революционное; - “перерывы
постепенности”; превращение
количества в качество; - внутренние
импульсы к развитию, даваемые
противоречием, столкновением
различных сил и тенденций, действующих
на данное тело или в пределах данного
явления или внутри данного общества; -
взаимозависимость и теснейшая,
неразрывная связь всех сторон каждого
явления..., связь, дающая единый,
закономерный мировой процесс движения,
- таковы некоторые черты диалектики,
как более содержательного (чем обычное)
учения о развитии" (Полное собрание
соч., 5 изд., т. 26, с. 55).
Диалектическая концепция развития, в
противоположность метафизической,
понимает его не как увеличение и
повторение, а как единство
противоположностей, раздвоение
единого на взаимоисключающие
противоположности и взаимоотношение
между ними. Д. видит в противоречии
источник самодвижения материального
мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая
единство субъективной и объективной Д.,
диалектический материализм отмечал,
что Д. существует в объективной
действительности, а субъективная Д. -
отражение объективной Д. в
человеческом сознании: Д. вещей создаёт
Д. идей, а не наоборот. Д. - это учение об
относительности бесконечно
углубляющегося и расширяющегося
человеческого знания.
Материалистическая Д. -
последовательное критическое и
революционное учение, она не терпит
застоя, не налагает никаких
ограничений на познание и его
возможности и показывает исторически
преходящий характер всех форм
общественной жизни.
Неудовлетворённость достигнутым - её
стихия, революционная активность - её
суть. "Для диалектической философии
нет ничего раз навсегда установленного,
безусловного, святого. На всем и во всем
видит она печать неизбежного падения, и
ничто не может устоять перед ней, кроме
непрерывного процесса возникновения и
уничтожения, бесконечного восхождения
от низшего к высшему. Она сама является
лишь простым отражением этого процесса
в мыслящем мозгу" (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с.
276).
Сознательное применение Д. даёт
возможность правильно пользоваться
понятиями, учитывать взаимосвязь
явлений, их противоречивость,
изменчивость, возможность перехода
противоположностей друг в друга.
Только диалектико-материалистический
подход к анализу явлений природы,
общественной жизни и сознания
позволяет вскрыть их действительные
закономерности и движущие силы
развития, научно предвидеть грядущее и
находить реальные способы его
созидания. Д. не совместима с
застойностью мысли и схематизмом.
Научный диалектический метод познания
является революционным, ибо признание
того, что всё изменяется, развивается,
ведёт к выводам о необходимости
уничтожения всего отжившего, мешающего
историческому прогрессу. Подробнее о
законах и категориях
материалистической Д. см. в ст. Диалектический
материализм.
Категории (от греч. kategoría -
высказывание, обвинение; признак) в
философии, наиболее общие и
фундаментальные понятия, отражающие
существенные, всеобщие свойства и
отношения явлений действительности и
познания. К. возникли и развиваются как
результат обобщения исторического
развития познания и общественной
практики.
|