|
Выше мы уже показали, что язык
формировался и развивался в тесной
связи с развитием труда и общества. При
этом одной из пред- посылок его
возникновения на биологическом уровне
явились существующие уже у высших
животных системы звуковой
сигнализации. В языке с особой
отчетливостью обнаруживает себя
общественная природа сознания. Язык
так же древен, как и сознание. Язык и
сознание представляют собой
органическое единство, не исключающее
однако, и противоречий между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его
функциях. Прежде всего язык выступает
как средство общения, передачи мыслей,
выполняет коммуникативную функцию.
Мысль представляет собой идеальное
отображение предмета и поэтому не
может быть ни выражена, ни передана без
материального обрамления. В роли
материальной, чувственной оболочки
мысли и выступает слово как единство
знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность,
сам процесс общения, обмена мыслями,
чувствами и т.п., осуществляемый с
помощью языка как средства общения. Но
язык не только средство общения, но и
орудие мышления, средство выражения и
оформления мыслей. Дело в том, что мысль,
понятие лишены образности, и потому вы-
разить и усвоить мысль значит облечь ее
в словесную форму. Даже тогда, когда мы
мыслим про себя, мы мыслим, отливая
мысль в языковые формы. Выполнение
языком этой своей функции
обеспечивается тем, что слово - это знак
особого рода: в нем, как правило, нет
ничего, что напоминало бы о конкретных
свойствах обозначаемой вещи, явления, в
силу чего оно и может выступать в роли
знака - представителя целого класса
сходных предметов, т.е. в роли знака
понятия. Наконец, язык выполняет роль
инструмента, накопления знаний,
развития сознания. В языковых формах
наши представления, чувства и мысли
приобретают материальное бытие и
благодаря этому могут стать и
становятся достоянием других людей.
Через речь осуществляется мощное
воздействие одних людей на других. Эта
роль языка видна в процессе обучения в
том значении, которое в наши дни
приобрели средства массовой
информации. Вместе с тем успехи в
познании мира, накопление знаний ведут
к обогащению языка, его словарного
запаса, грамматических форм. С
возникновением письменности знания и
опыт закрепляются в рукописях, книгах и
т.д., становятся общественным
достоянием, обеспечивается
преемственность поколений и
исторических эпох, преемственность в
развитии культуры. Итак, сознание и
язык органически связаны друг с другом.
Но единство языка и мышления не
означает их тождества. Действительно
мысль, понятие как значение слова есть
отражение объективной реальности, а
слово как знак - средство выражения и
закрепления мыс- ли, средство и
передачи ее другим людям. К этому
следует добавить, что мышление по своим
логическим законам и формам
интернационально, а язык по его
грамматическому строю и словарному
составу - национален. Наконец,
отсутствие тождества языка и мышления
просматривается и в том, что порой мы
понимаем все слова, а мысль, выраженная
с их помощью, остается для нас
недоступной, не говоря уже о том, что в
одно и то же словесное выражение люди с
различным жизненным опытом вкладывают
далеко не одинаковое смысловое
содержание. Эти особенности в
соотношении языка и мышления
необходимо учитывать и в живой речи, и в
речи письменной. Естественные языки -
главное и решающее средство общения
между людьми, средство организации
нашего мышления. Вместе с тем по мере
развития познания и общественной
практики, наряду с языками, начинают
все шире использоваться и неязыковые
знаки и знаковые системы. В конечном
счете все они так или иначе связаны с
естественным языком, дополняя его и
расширяя его диапазон и возможности. К
числу таких неязыковых знаковых систем
можно отнести системы знаков,
используемых в математике, химии,
физике, нотную грамоту, знаки дорожного
движения и т.д. Больше того, формируются
искусственные языки - язык математики,
других наук, а в последнее время и
формализованные языки
программирования (Бейсик, Алгол,
Фортран и т.д.). Потребности, вызвавшие
их к жизни, многообразны. Немаловажно
уже то, что в этих языках преодолена
многозначность терминов, свойственная
естественным языкам и недопустимая в
науке. Искусственные языки позволяют в
предельно сжатой форме выражать
определенные понятия, выполняют
функции своеобразной научной
стенографии, экономного изложения и
выражения объемного мысли- тельного
материала. Наконец, искусственные
языки- одно из средств
интернационализации науки, поскольку
искусственные языки едины,
интернациональны. Завершая анализ
проблемы сознания, необходимо еще раз
кратко остановиться на его
общественной природе. Сознание
возникает и развивается в той системе
бытия, которая выступает как
человеческий способ существования в
мире. Этим способом бытия является
деятельность, прежде всего
практическая, преобразующая
деятельность. В ходе этой деятельности
человек создает "вторую природу",
человеческую среду обитания, созидает
культуру. Опыт этого созидания и
находит свое выражение и отражение в
человеческом сознании. Но само
созидание второй природы, а значит, и
культуры имеет общественную природу и
осуществляется через коллективную
деятельность. Поэтому и формы
отражения сознания носят социальный
характер, выступают как коллективные
отражения. Иными словами, индивид, лишь
будучи включенным в определенные
социальные образования и в их
деятельность, способен приобщаться к
этим "коллективным отображениям".
Проще говоря, индивидуальное сознание
приобщается к общественному не через
пассивное отражение, а через включение
в реальную совместную деятельность и в
конкретные формы общения в ее ходе. Так
закладывается основа закрепления в
общественном сознании определенных
представлений и норм, идеалов и т.д.,
регулирующих, программирующих
отношение человека к природному и
социальному миру, оказывается
возможной совместная деятельность
людей данного поколения и передача
культуры от него последующим
поколениям. Сознание таким образом,
возникает и формируется в практической
деятельности людей как необходимое
условие ее организации, регулирования
и воспроизводства. А поскольку
практически-преобразующая
деятельность общественного человека
многообразна, постольку и общественное
сознание, отражающее ее опыт и
содержание, столь же многообразно в
своих формах, выступая как
экономическое, политическое, правовое,
нравственное, эстетическое,
религиозное, философское сознание, а
также в виде науки. Анализ этих форм, а
также уровней общественного сознания,
духовного производства и духовной
жизни, в целом духовной культуры
предстоит осуществить позднее, в
процессе рассмотрения философско-социологических
проблем. |