|
Пространство, филос.,
необходимая форма, в которой
располагаются все наши ощущения; оно
всегда связано с ощущениями и не
отделимо от них не только в восприятии,
но и в представлениях. Следовательно, П.-
неизбежная форма сознания, возникающая
одновременно с ним, почему и невозможны
ни эмпирическое объяснение его
происхождения, ни определение его
сущности. Исследованию подлежат лишь
наши представления о П., их
психологический состав и
возникновение. Вопрос о сущности
самого П. отдельными философами
решается различно; наибольшим
распространением пользуются учение
критической философии, по кот. П., как мы
его воспринимаем в опыте, есть наше
представление, то есть вполне
субъективно; оно не воспринимается
извне, а налагается самим познающим
субъектом на весь материал
чувственного восприятия.
Время, основная (наряду с
пространством) форма существования
материи, заключающаяся в закономерной
координации сменяющих друг друга
явлений. Оно существует объективно и
неразрывно связано с движущейся
материей. См. Относительности
теория.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, философские
категории. Пространство — форма
существования материальных объектов и
процессов (характеризует
структурность и протяженность
материальных систем); время — форма
последовательной смены состояний
объектов и процессов (характеризует
длительность их бытия). Пространство и
время имеют объективный характер,
неразрывно связаны друг с другом,
бесконечны. Универсальные свойства
времени — длительность,
неповторяемость, необратимость;
всеобщие свойства пространства —
протяженность, единство прерывности и
непрерывности.
Пространство и время,
всеобщие формы существования материи.
П. и в. не существуют вне материи и
независимо от неё.
Пространственными характеристиками
являются положения относительно др.
тел (координаты тел), расстояния между
ними, углы между различными
пространственными направлениями (отдельные
объекты характеризуются
протяжённостью и формой, которые
определяются расстояниями между
частями объекта и их ориентацией).
Временные характеристики — «моменты»,
в которые происходят явления,
продолжительности (длительности)
процессов. Отношения между этими
пространственными и временными
величинами называются метрическими.
Существуют также и топологические
характеристики П. и в. — «соприкосновение»
различных объектов, число направлений.
С чисто пространственными отношениями
имеют дело лишь в том случае, когда
можно отвлечься от свойств и движения
тел и их частей: с чисто временными — в
случае, когда можно отвлечься от
многообразия сосуществующих объектов.
Однако в реальной действительности
пространственные и временные
отношения связаны друг с другом. Их
непосредственное единство выступает в
движении материи; простейшая форма
движения — перемещение —
характеризуется величинами, которые
представляют собой различные
отношения П. и в. (скорость, ускорение) и
изучаются кинематикой.
Современная физика обнаружила более
глубокое единство П. и в. (см. Относительности
теория), выражающееся в совместном
закономерном изменении
пространственно-временных
характеристик систем в зависимости от
движения последних, а также в
зависимости этих характеристик от
концентрации масс в окружающей среде.
Для измерения пространственных и
временных величин пользуются системами
отсчёта.
По мере углубления знаний о материи и движении
углубляются и изменяются научные
представления о П. и в. Поэтому понять
физический смысл и значение вновь
открываемых закономерностей П. и в.
можно только путём установления их
связей с общими закономерностями
взаимодействия и движения материи.
Понятия П. и в. являются необходимой
составной частью картины мира в целом,
поэтому входят в предмет философии.
Учение о П. и в. углубляется и
развивается вместе с развитием естествознания
и прежде всего физики.
Из остальных наук о природе
значительную роль в прогрессе учения о
П. и в. сыграла астрономия
и в особенности космология.
Развитие физики, геометрии и
астрономии в 20 в. подтвердило
правильность положений
диалектического материализма о П. и в. В
свою очередь диалектико-материалистическая
концепция П. и в. позволяет дать
правильную интерпретацию современной
физической теории П. и в., вскрыть
неудовлетворительность как
субъективистского ее понимания, так и
попыток «развить» её, отрывая П. и в. от
материи.
Пространственно-временные отношения
подчиняются не только общим
закономерностям, но и специфическим,
характерным для объектов того или
иного класса, поскольку эти отношения
определяются структурой материального
объекта и его внутренними
взаимодействиями. Поэтому такие
характеристики, как размеры объекта и
его форма, время
жизни, ритмы процессов, типы
симметрии, являются существенными
параметрами объекта данного типа,
зависящими также от условий, в которых
он существует. Особенно специфичны
пространственные и временные
отношения в таких сложных
развивающихся объектах, как организм
или общество. В этом смысле можно
говорить об индивидуальных П. и в. таких
объектов (например, о биологическом или
социальном времени).
Основные концепции
пространства и времени. Важнейшие
философские проблемы, относящиеся к П.
и в., — это вопросы о сущности П. и в., об
отношении этих форм бытия к материи, об
объективности пространственно-временных
отношений и закономерностей.
На протяжении почти всей истории
естествознания и философии
существовали 2 основные концепции П. и в.
Одна из них идёт от древних атомистов —
Демокрита,
Эпикура,
Лукреция,
которые ввели понятие пустого
пространства и рассматривали его как
однородное (одинаковое во всех точках)
и бесконечное (Эпикур полагал, что оно
не изотропно, т. е. неодинаково по всем
направлениям); понятие времени тогда
было разработано крайне слабо и
рассматривалось как субъективное
ощущение действительности. В новое
время в связи с разработкой основ динамики
эту концепцию развил И. Ньютон,
который очистил её от антропоморфизма.
По Ньютону, П. и в. суть особые начала,
существующие независимо от материи и
друг от друга. Пространство само по
себе (абсолютное пространство) есть
пустое «вместилище тел», абсолютно
неподвижное, непрерывное, однородное и
изотропное, проницаемое — не
воздействующее на материю и не
подвергающееся её воздействиям,
бесконечное; оно обладает 3 измерениями.
От абсолютного пространства Ньютон
отличал протяжённость тел — их
основное свойство, благодаря которому
они занимают определённые места в
абсолютном пространстве, совпадают с
этими местами. Протяжённость, по
Ньютону, если говорить о простейших
частицах (атомах), есть начальное,
первичное свойство, не требующее
объяснения. Абсолютное пространство
вследствие неразличимости своих
частей неизмеримо и непознаваемо.
Положения тел и расстояния между ними
можно определять только по отношению к
др. телам. Др. словами, наука и практика
имеют дело только с относительным
пространством. Время в концепции
Ньютона само по себе есть нечто
абсолютное и ни от чего не зависящее,
чистая длительность, как таковая,
равномерно текущая от прошлого к
будущему. Оно является пустым «вместилищем
событий», которые могут его заполнять,
но могут и не заполнять; ход событий не
влияет на течение времени. Время
универсально, одномерно, непрерывно,
бесконечно, однородно (везде одинаково).
От абсолютного времени, также
неизмеримого, Ньютон отличал
относительное время. Измерение времени
осуществляется с помощью часов, т. е.
движений, которые являются
периодическими. П. и в. в концепции
Ньютона независимы друг от друга.
Независимость П. и в. проявляется
прежде всего в том, что расстояние
между 2 данными точками пространства и
промежуток времени между 2 событиями
сохраняют свои значения независимо
друг от друга в любой системе отсчёта, а
отношения этих величин (скорости тел)
могут быть любыми.
Ньютон подверг критике идею Р. Декарта
о заполненном мировом пространстве, т.
е. о тождестве протяжённой материи и
пространства.
Концепция П. и в., разработанная
Ньютоном, была господствующей в
естествознании на протяжении 17—19 вв., т.к. она
соответствовала науке того времени —
евклидовой геометрии, классической
механике и классической теории
тяготения. Законы ньютоновой механики
справедливы только в инерциальных
системах отсчёта. Эта выделенность
инерциальных систем объяснялась тем,
что они движутся поступательно,
равномерно и прямолинейно именно по
отношению к абсолютному П. и в. и
наилучшим образом соответствуют
последним.
Согласно ньютоновой теории тяготения,
действия от одних частиц вещества к
Другим передаются мгновенно через
разделяющее их пустое пространство.
Ньютонова концепция П. и в., т. о.,
соответствовала всей физической
картине мира той эпохи, в частности
представлению о материи как изначально
протяжённой и по природе своей
неизменной. Существенным
противоречием концепции Ньютона было
то, что абсолютное П. и в. оставались в
ней непознаваемыми путём опыта.
Согласно принципу относительности
классической механики, все
инерциальные системы отсчёта
равноправны и невозможно отличить,
движется ли система по отношению к
абсолютному П. и в. или покоится. Это
противоречие служило доводом для
сторонников противоположной концепции
П. и в., исходные положения которой
восходят ещё к Аристотелю; это
представление о П. и в. было разработано
Г. Лейбницем,
опиравшимся также на некоторые идеи
Декарта. Особенность лейбницевой
концепции П. и в. состоит в том, что в ней
отвергается представление о П. и в. как
о самостоятельных началах бытия,
существующих наряду с материей и
независимо от неё. По Лейбницу,
пространство — это порядок взаимного
расположения множества тел,
существующих вне друг друга, время —
порядок сменяющих друг друга явлений
или состояний тел. При этом Лейбниц в
дальнейшем включал в понятие порядка
также и понятие относительной величины.
Представление о протяжённости
отдельного тела, рассматриваемого
безотносительно к другим, по концепции
Лейбница, не имеет смысла. Пространство
есть отношение («порядок»), применимое
лишь ко многим телам, к «ряду» тел.
Можно говорить только об относительном
размере данного тела в сравнении с
размерами других тел. То же можно
сказать и о длительности: понятие
длительности применимо к отдельному
явлению постольку, поскольку оно
рассматривается как звено в единой
цепи событий. Протяжённость любого
объекта, по Лейбницу, не есть первичное
свойство, а обусловлено силами,
действующими внутри объекта;
внутренние и внешние взаимодействия
определяют и длительность состояния;
что же касается самой природы времени
как порядка сменяющихся явлений, то оно
отражает их причинно-следственную
связь. Логически концепция Лейбница
связана со всей его философской
системой в целом.
Однако лейбницева концепция П. и в. не
играла существенной роли в
естествознании 17—19 вв., т.к. она не
могла дать ответа на вопросы,
поставленные наукой той эпохи. Прежде
всего воззрения Лейбница на
пространство казались противоречащими
существованию вакуума (только после
открытия физического поля в 19 в.
проблема вакуума предстала в новом
свете); кроме того, они явно
противоречили всеобщему убеждению в
единственности и универсальности
евклидовой геометрии; наконец,
концепция Лейбница представлялась
непримиримой с классической механикой,
поскольку казалось, что признание
чистой относительности движения не
даёт объяснения преимущественной роли
инерциальных систем отсчёта. Т. о.,
современное Лейбницу естествознание
оказалось в противоречии с его
концепцией П. и в., которая строилась на
гораздо более широкой философской
основе. Только два века спустя началось
накопление научных фактов, показавших
ограниченность господствовавших в то
время представлений о П. и в.
Понятия пространства
и времени в философии и естествознании
18—19 вв. Философы-материалисты 18—19 вв.
решали проблему П. и в. в основном в духе
концепции Ньютона или Лейбница, хотя,
как правило, полностью не принимали
какую-либо из них. Большинство
философов-материалистов выступало
против ньютоновского пустого
пространства. Ещё Дж. Толанд
указывал, что представление о пустоте
связано со взглядом на материю как на
инертную, бездеятельную. Таких же
воззрений придерживался и Д. Дидро.
Ближе к концепции Лейбница стоял Г. Гегель.
В концепциях субъективных идеалистов и
агностиков проблемы П. и в. сводились
главным образом к вопросу об отношении
П. и в. к сознанию, восприятию. Дж. Беркли
отвергал ньютоновское абсолютное П. и в.,
но рассматривал пространственные и
временные отношения субъективистски,
как порядок восприятий; у него не было и
речи об объективных геометрических и
механических законах. Поэтому
берклианская точка зрения не сыграла
существенной роли в развитии научных
представлений о П. и в. Иначе обстояло
дело с воззрениями И. Канта,
который сначала примыкал к концепции
Лейбница. Противоречие этих
представлений и естественнонаучных
взглядов того времени привело Канта к
принятию ньютоновой концепции и к
стремлению философски обосновать её.
Главным здесь было объявление П. и в.
априорными формами человеческого
созерцания, т. е. обоснование их
абсолютизации. Взгляды Канта на П. и в.
нашли немало сторонников в конце 18 — 1-й
половине 19 вв. Их несостоятельность
была доказана лишь после создания и
принятия неевклидовой
геометрии, которая по существу
противоречила ньютоновому пониманию
пространства. Отвергнув его, Н. И. Лобачевский
и Б. Риман
утверждали, что геометрические
свойства пространства, будучи наиболее
общими физическими свойствами,
определяются общей природой сил,
формирующих тела.
Воззрения диалектического
материализма на П. и в. были
сформулированы Ф. Энгельсом. По
Энгельсу, находиться в пространстве —
значит быть в форме расположения
одного возле другого, существовать во
времени — значит быть в форме
последовательности одного после
другого. Энгельс подчёркивал, что «...
обе эти формы существования материи
без материи суть ничто, пустые
представления, абстракции,
существующие только в нашей голове» (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550).
Кризис механистического
естествознания на рубеже 19—20 вв.
привёл к возрождению на новой основе
субъективистских взглядов на П. и в.
Критикуя концепцию Ньютона и правильно
подмечая её слабые стороны, Э. Мах
снова развил взгляд на П. и в. как на «порядок
восприятий», подчёркивая опытное
происхождение аксиом геометрии. Но
опыт понимался Махом субъективистски,
поэтому и геометрия Евклида, и
геометрии Лобачевского и Римана
рассматривались им как различные
способы описания одних и тех же
пространственных соотношений. Критика
субъективистских взглядов Маха на П. и
в. была дана В. И. Лениным в книга «Материализм
и эмпириокритицизм».
Часть 2 |