|
Бытие, философская категория,
обозначающая реальность, существующую
объективно, независимо от сознания,
воли и эмоций человека. Проблема
трактовки Б. и соотношения его с
сознанием стоит в центре философского
мировоззрения. Диалектический
материализм исходит из того, что
материальное Б. определяет сознание,
требует "... объяснения общественного
сознания из общественного бытия" (Ленин
В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 56).
Будучи для человека чем-то внешним,
преднайденным, Б. налагает
определённые ограничения на его
деятельность, заставляет соизмерять с
ним свои действия. Вместе с тем Б.
является источником и условием всех
форм жизнедеятельности человека. Б.
представляет не только рамки, границы
деятельности, но и объект творчества
человека, постоянно изменяющего Б.,
сферу возможностей, которую человек в
своей деятельности превращает в
действительность.
Истолкование Б. претерпело сложное
развитие. Его общей чертой является
противоборство материалистического и
идеалистического подходов; первый из
них толкует основания Б. как
материальные, второй - как идеальные.
Можно вычленить несколько периодов в
трактовке Б. Первый период -
мифологическое истолкование Б. Второй
этап связан с рассмотрением Б. "самого
по себе" (натуралистическая
онтология). Третий период начинается с
философии И. Канта; Б. рассматривается
как нечто связанное с познавательной и
практической деятельностью человека. В
ряде направлений современной
немарксистской философии делается
попытка переосмыслить онтологический
подход к Б., который исходит уже из
анализа человеческого существования.
Существо развития научного и
философского знания заключается в том,
что человек всё более осознаёт себя как
субъекта всех форм своей деятельности,
как творца своей социальной жизни и
форм культуры,
Материя (лат. materia - вещество), "...философская
категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от
них" (Ленин В. И., Полное собрание
сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. - это
бесконечное множество всех
существующих в мире объектов и систем,
субстрат любых свойств, связей,
отношений и форм движения. М. включает в
себя не только все непосредственно
наблюдаемые объекты и тела природы, но
и все те, которые в принципе могут быть
познаны в будущем на основе
совершенствования средств наблюдения
и эксперимента. Весь окружающий нас мир
представляет собой движущуюся М. в её
бесконечно разнообразных формах и
проявлениях, со всеми её свойствами,
связями и отношениями. Марксистско-ленинское
понимание М. органически связано с
диалектико-материалистическим
решением основного
вопроса философии; оно исходит из
принципа материального единства мира,
первичности М. по отношению к
человеческому сознанию и принципа
познаваемости мира на основе
последовательного изучения конкретных
свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм).
В домарксистской философии и
естествознании М. как философская
категория часто отождествлялась с
определенными конкретными её видами,
например с веществом, атомами
химических соединений, либо с таким
свойством М., как масса,
которая рассматривалась как мера
количества М. В действительности же
вещество охватывает не всю М., а только
те объекты и системы, которые обладают
ненулевой массой покоя. В мире
существуют и такие виды М., которые не
обладают массой покоя: электромагнитное
поле и его кванты - фотоны,
гравитационное поле (поле тяготения),
нейтрино.
Сведение М. как объективной
реальности к некоторым частным её
состояниям и свойствам вызывало
кризисные ситуации в истории науки. Так
было в конце 19 - начале 20 веков, когда
обнаружилась неправомерность
отождествления М. с неделимыми атомами,
веществом и в связи с этим некоторыми
идеалистически настроенными физиками
был сделан вывод, что "материя
исчезла", "материализм отныне
опровергнут" и так далее. Эти выводы
были ошибочными, но преодоление
методологического кризиса физики
потребовало дальнейшей разработки
диалектико-материалистического
понимания М. и её основных свойств.
В литературе часто встречается
термин "антиматерия", которым
обозначают различные античастицы
- антипротоны, антинейтроны, позитроны
и другие, составленные из них микро- и
макросистемы. Этот термин не точен, в
действительности все указанные
объекты - особые виды М., античастицы
вещества, или антивещество.
В мире может существовать и множество
других, неизвестных ещё нам видов М. с
необычными специфическими свойствами,
но все они - элементы объективной
реальности, существующей независимо от
нашего сознания.
В рамках домарксистского
материализма М. часто определялась как субстанция
(основа) всех вещей и явлений в мире, и
этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому
пониманию мира, принимавшему в
качестве субстанции божественную волю,
абсолютный дух, человеческое сознание,
которое отрывалось от мозга,
подвергалось абсолютизации и
обожествлению. Вместе с тем
материальная субстанция часто
понималась как первоматерия, сводилась
к первичным и бесструктурным элементам,
которые отождествлялись с неделимыми
атомами. Считалось, что в то время как
различные предметы и материальные
образования могут возникать и исчезать,
субстанция несотворима и неуничтожима,
всегда стабильна в своей сущности;
меняются лишь конкретные формы её
бытия, количественного сочетания и
взаимное расположение элементов и т. д.
В современной науке понятие
субстанции претерпело радикальные
изменения. Диалектический материализм
признаёт субстанциальность М., но
только во вполне определённом смысле: в
плане материалистического решения
основного вопроса философии и
раскрытия природы различных свойств и
форм движения тел. Именно М., а не
сознание или воображаемый божеств, дух
является субстанцией всех реально
существующих в мире свойств, связей и
форм движения, конечной основой всех
духовных явлений. Никакое свойство и
форма движения не могут существовать
сами по себе, они всегда присущи
определённым материальным
образованиям, которые являются их
субстратом. Понятие субстанции в этом
смысле оказывается эквивалентно также
понятию материального субстрата
различных процессов и явлений в мире.
Признание субстанциальности и
абсолютности М. эквивалентно также
принципу материального единства мира,
который подтверждается всем
историческим развитием науки и
практики. Однако при этом важно
учитывать, что сама М. существует лишь в
виде бесконечного многообразия
конкретных образований и систем. В
структуре каждой из этих конкретных
форм М. не существует какой-либо
первичной, бесструктурной и неизменной
субстанции, которая лежала бы в основе
всех свойств М. Каждый материальный
объект обладает неисчерпаемым
многообразием структурных связей,
способен к внутренним изменениям,
превращениям в качественно иные формы
М. "„Сущность” вещей или „субстанция”,
- писал В. И. Ленин, - тоже относительны;
они выражают только углубление
человеческого познания объектов, и
если вчера это углубление не шло дальше
атома, сегодня - дальше электрона и
эфира, то диалектический материализм
настаивает на временном, относительном,
приблизительном характере всех этих
вех познания природы прогрессирующей
наукой человека. Электрон так же
неисчерпаем, как и атом, природа
бесконечна ..." (там же, с. 277). Вместе с
тем для прогресса научного знания и
опровержения различных
идеалистических концепций всегда
важно выявление того материального
субстрата, который лежит в основе
исследуемых в данный период явлений,
свойств и форм движения объективного
мира. Так, исторически представляло
огромное значение выявление субстрата
тепловых, электрических, магнитных,
оптических процессов, различных
химических реакций и др. Это привело к
развитию теории атомного строения
вещества, теории электромагнитного
поля, квантовой механики. Перед
современной наукой стоит задача
раскрытия структуры элементарных
частиц, углублённого изучения
материальных основ наследственности,
природы сознания и др. Решение этих
задач продвинет человеческое познание
на новые, более глубокие структурные
уровни М. "Мысль человека бесконечно
углубляется от явления к сущности, от
сущности первого, так сказать, порядка,
к сущности второго порядка и т. д. без
конца" (там же, т. 29, с. 227). |