|
Ценностей теория, аксиология,
философское учение о природе ценностей
(см. Ценность),
их месте в реальности и о структуре
ценностного мира, т. е. о связи
различных ценностей между собой,
социальными и культурными факторами и
структурой личности.
Проблема ценностей в предельно
широком значении неизбежно возникала в
эпохи обесценивания культурной
традиции и дискредитации
идеологических устоев общества. Кризис
афинской демократии заставил Сократа
впервые поставить вопрос: "Что есть
благо?". Это - основной вопрос общей Ц.
т. В античной и средневековой философии
ценностные (этико-эстетические и
религиозные) характеристики
включались в само понятие реальности,
истинного бытия. Вся традиция
идеалистического рационализма от
Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается
нерасчленённостью онтологии
и аксиологии, бытия и ценности.
Аксиология как самостоятельная
область философского исследования
возникает тогда, когда понятие бытия
расщепляется на два элемента:
реальность и ценность как объект
разнообразных человеческих желаний и
устремлений. Главная задача аксиологии
- показать, как возможна ценность в
общей структуре бытия и каково её
отношение к "фактам" реальности. В
подходе к аксиологической проблеме
можно выделить следующие типы Ц. т.:
натуралистический психологизм,
трансцендентализм, персоналистический
онтологизм, культурно-исторический
релятивизм и социологизм.
К первому типу учений о ценности
относятся взгляды А. Мейнонга,
Р. Б. Перри,
Дж. Дьюи
и К. И. Льюиса.
Общим для них являются утверждения о
том, что источник ценностей - в
биопсихологически интерпретированных
потребностях человека, а сами ценности
могут быть эмпирически фиксированы как
специфические факты наблюдаемой
реальности. Так, С. Александер
рассматривал ценности как некие "третичные
качества" (наряду с первичными
и вторичными качествами). Значительную
роль в аксиологическом психологизме
играет понятие стандартизации
ценностей на основе весьма
неопределенно понимаемой "полезности",
или "инструментальности". С др.
стороны, интерпретация ценности как
эмпирически констатируемого феномена
означает, в сущности, сведение ценности
к факту, т. е. смешение ценности с
предметной реальностью.
Для аксиологического
трансцендентализма, развитого
баденской школой неокантианства
(В. Виндельбанд,
Г. Риккерт), ценность - это идеальное
бытие, бытие нормы, соотносящееся не с
эмпирическим, а с "чистым",
трансцендентальным, или "нормальным",
сознанием. Будучи идеальными
предметами, ценности не зависят от
человеческих потребностей и желаний;
возникает проблема
онтологическойприроды "нормативного
сознания". Идеальное бытие должно
опираться на реальность; но тут
возможны два варианта: либо вернуться к
субъективному эмпирическому сознанию,
идеализирующей абстракцией от
которого и выступает чистая
нормативность, либо встать на позиции
чистого спиритуализма,
постулирующего сверхчеловеческий "логос".
Это последнее решение избирает
персоналистический онтологизм,
наиболее видным представителем
которого был М. Шелер.
Реальность ценностного мира, согласно
Шелеру, гарантирована "вневременной
аксиологической серией в боге",
несовершенным отображением которой
служит структура человеческой
личности. Тип личности определяется
свойственной ей иерархией ценностей,
которая и образует онтологическую
основу личности. Н. Гартман
попытался освободить аксиологию от
религиозных предпосылок, но это снова
поставило его перед проблемой
независимого существования сферы
ценностей.
Для культурно-исторического
релятивизма, у истоков которого стоял В.
Дильтей,
характерна идея аксиологического
плюрализма, т. е. множественности
равноправных ценностных систем,
опознаваемых с помощью исторического
метода. По существу, это означало
критику самой программы общей Ц. т. как
абстрагирования от культурно-исторического
контекста и произвольного
увековечивания какой-либо одной "подлинной"
системы ценностей. При этом для многих
последователей Дильтея был характерен
интуитивистский подход к истолкованию
ценностного смысла культур (например, у
О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и ДР.).
М. Вебер
в своей "понимающей социологии"
воспринял у неокантианцев
представление о ценности как норме,
способом бытия которой является
значимость для субъекта, и применил его
к интерпретации социального
действия и социального знания. В
дальнейшем у Ф. Знанецкого
и особенно в школе структурно-функционального
анализа Т. Парсонса
понятие ценности приобрело обобщённо
методологический смысл как средство
выявления социальных связей и
функционирования социальных
институтов: социальная система любого
масштаба предполагает существование
неких разделяемых всеми общих
ценностей. При этом не учитываются
общественные противоречия и
преувеличивается роль ценностных
механизмов в регуляции человеческой
деятельности.
Исторический материализм
рассматривает ценности в их социально-исторической,
экономической и классовой
обусловленности. Анализ ценностей
широко используется марксистами при
изучении истории культуры, науки,
общественного сознания и личности.
|