|
Познание, душевная деятельность,
результатом которой получается
знание явлений внешнего и внутреннего
мира в их сосуществовании и
закономерной последовательности. П.
слагается из ряда психических актов:
ощущения, восприятия, представления и
образования понятий (идей) и суждений (см.
Индукция,
Дедукция,
Анализ,
Синтез).
Основные вопросы теории П. (гносеологии)
заключается в признании или отрицании
соответствия между нашими
представлениями и действительностью,
в определении источников и содержания
П. Главнейшие направления теории П.: 1)
скептицизм (П. относительно и
недостоверно; П. абсолютного
недоступно); 2) рационализм (источником
П. является разум и присущие ему идеи);
рационализм есть или догматический,
признающий тождество мышления и
действительности (Гегель), или
критический, усматривающий пределы П.
в свойствах наших психич.
способностей (Кант); 3) реализм (источником
познания служит опыт, внешний:
эмпиризм, сенсуализм, Локк или опыт
внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм
(источником П. является
сверхчувственное общение с божеством);
5) идеализм (истинное бытие признается
лишь в представлениях нашего ума,
Беркли, Юм, Фихте; имманентная
философия); 6) материализм (истинное
бытие признается лишь в веществе); 7)
позитивизм (содержанием П. служат лишь
предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет
элементы вышеупомянутых систем) и др.
Центральной проблемой
познавательного отношения человека к
миру является проблема познаваемости
мира.
Следует отметить, что решение этой
проблемы, начиная с древних времен,
порождало серьезные трудности,
связанные как с реальными сложностями
процесса познания, проявляющимися в
неполноте знаний и наличии больших
массивов непознанного, так и с
особенностями развития науки и самой
философии в известные периоды.
Эти трудности связаны, в частности, с
тем, что наши органы чувств сходно
реагируют на различные раздражители.
Так, глаз не только на свет и цвет, но и
на механическое и электрическое
раздражение реагирует свето- и
цветоощущением.
Именно на почве подобных трудностей
еще в древности родился скептицизм,
сторонники которого выражают сомнение
в возможности получения достоверных
знаний, а позднее, уже в Новое время,
сформировался агностицизм Юма и Канта,
о чем ранее уже шла речь.
Д.Юм считал, что человек может иметь
дело только со своими ощущениями и за
их пределы выйти не способен, в силу
чего вопрос о существовании, а значит, и
познании внешнего мира становится
бессмысленным.
И.Кант, в отличие от Юма, признавал
существование внешнего мира, но это мир
вещей в себе, недоступный человеку,
который ограничивается в познании
опять-таки миром своих ощущений.
Позднее очередной рецидив
агностицизма был связан с механизмом,
выросшим на почве трудностей
истолкования новых открытий в физике
на рубеже XIX и ХХ столетий.
И хотя агностицизм имеет основания в
сложностях самого познавательного
процесса, однако согласиться с его
пессимистическими выводами о
познавательных потенциях человека
было бы ошибкой. В противовес
агностицизму диалектико-материалистическая
философия проблему познаваемости мира
решает положительно. Но чем
обосновывает диалектико-материалистическая
философия положительное решение
вопроса о познаваемости мира?
Это решение базируется на том, прежде
всего, что наши ощущения, представления,
понятия, будучи в конечном счете
продуктами развития природы и общества,
должны соответствовать им, адекватно
отражать природные и социальные
объекты. Обращая внимание на это, Л.
Фейербах писал, что глаз солнцеподобен.
Иными словами, глаз вызван к жизни
светом, а значит, способен отражать и
свет, и цвет.
Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее
то, что вывод о способности человека (и
человечества) познавать мир есть итог,
вывод изо всей истории развития
познания, процесса непрерывного
превращения непознанных вещей, "вещей
в себе" в вещи познанные, в вещи для
нас.
Наконец, самое главное, решающее
подтверждение познаваемость мира
находит в предметной практической
деятельности. Именно в практике, в
эксперименте, в индустрии,
опредмечивая, материализуя
свои знания и тем самым своеобразно
сопоставляя их с объектами, доказывает
человек мощь, посюсторонность своего
мышления, его способность познавать
мир.
Познание - сложный, многогранный
процесс, исследуемый рядом наук. Теория
познания сосредоточивает свое
внимание на философских,
мировоззренческих аспектах этого
процесса, изучает его самые
общие закономерности. На этих
мировоззренческих моментах
познавательного процесса мы и
сосредоточим свое внимание в
дальнейшем.
Будут следовательно, рассмотрены
объект и субъект познания, роль и место
практики в этом процессе, соотношение в
нем чувственного и рационального
отражения, проблемы истинности знаний,
завершает
анализ вопросы науки и научного
познания, его методов и форм.
Выше было отмечено, что сущность
познавательного отношения человека к
миру составляет отражение
действительности. Уже происхождение
сознания, о чем говорилось в теме "Сознание",
органически
связано с таким всеобщим свойством
материи, как отражение. Это свойство в
его специфических, развитых формах
находит свое проявление в том, что мозг
человека, взаимодействуя с внешним
миром через органы чувств и нервную
систему, отражает его. Но само это
взаимодействие предполагает контакт
человека с миром, формы и характер
которого определяются его опытом,
социальной практикой.
Иными словами, познавательное
отношение человека к миру носит
социально-опосредованные, исторически
измененные, развивающиеся формы, а сам
процесс познания представляет собой
сложное диалектическое взаимодействие
объекта и субъекта. Содержание знания
субъект черпает не из собственных
глубин. Это содержание не произвольно,
оно зависит от самой действительности,
в силу чего познание, мыслительная
деятельность человека и общества есть
процесс отражения этой
действительности в сознании.
Однако это не пассивное, зеркальное
отражение. Оно предполагает активное
отношение человека к миру уже потому,
что человечество познает
действительность не ради знания самого
по себе, а в целях ее осознанного
преобразования.
Объект познания в силу этого не
представляет собой чего-то неизменного.
Сказать, что объектом познания
является природа, значит сказать и мало,
и много. Это мало, поскольку объектом
познания является не только природа, но
и общество, больше того, сам человек и
его сознание. Но это и много, так как в
каждую историческую эпоху объект
познания конкретен, он включает лишь
часть, лишь определенные фрагменты
природных и социальных процессов. Так,
растения и животные всегда состояли из
клеток, а объектом познания клетка
стала лишь в XIX веке. С одной стороны,
объектом познания становятся те
природные и социальные явления,
которые так или иначе вовлечены в круг
практической деятельности общества и в
силу
этого стали предметом его
познавательного интереса. С другой
стороны, те или иные явления
превращаются в составляющие объекта
познания в меру достигнутого к данному
времени уровня знаний. Иными словами, в
формировании объекта познания велика
роль не только социальной практики, но
и достигнутого уровня знаний о мире.
Звезды очень давно стали объектом
познания - с тех самых пор, когда по ним
стали ориентироваться в пути
мореплаватели и купцы. Сегодня они
продолжают оставаться объектом
познания, но исследуются под иным углом
зрения, в силу иных общественных
потребностей и на базе иного уровня
знаний. Понятно, что в конкретном
познавательном акте объектом познания
будет тот или иной фрагмент
действительности. Если же вести речь об
объекте познания общества в
определенную эпоху, то его границы
заданы практическими потребностями
времени и достигнутым уровнем знаний о
мире.
Но познавательное отношение
необходимо включает и субъект познания.
Что же он представляет собой? Выше мы
лишь коснулись этого вопроса, здесь же
следует углубить анализ.
Материалист Л.Фейербах справедливо
писал, что субъект познания не чистый
дух, не чистое сознание, как утверждали
идеалисты, а человек как живое,
природное существо, наделанное
сознанием.
Но для Л.Фейербаха человек как субъект
познания - это биологическое,
антропологическое существо, человек
вообще. И это уже неточно.
В действительности в качестве субъекта
познания человек выступает как
общественное, социальное существо. Он
становится субъектом познания, лишь
освоив в обществе язык, овладев ранее
добытыми знаниями, будучи включенным в
практическую деятельность, усвоив
существующие в данное время средства и
методы познания и т.д.
Можно сказать, что подлинным субъектом
познания в каждую эпоху является
человечество, а отдельный человек
выступает в роли субъекта познания как
его представитель. По сути дела
рассмотрение
человечества в качестве субъекта
познания акцентирует внимание на
всеобщности этого процесса, а
выделение индивидов как субъектов
познания выявляет неповторимое в
реальном развитии познания. При
этом сам индивид как субъект познания
формируется в определенной системе
социальных связей, так или иначе
отражает мир в зависимости от уровня
своей теоретической подготовки и от
характера своих
потребностей и ценностных ориентаций.
Короче: при всей специфике его
познавательной деятельности он
остается сыном своего времени,
общества, своей эпохи. Это во-первых.
Во-вторых, субъект познания
исторически конкретен и в том
отношении, что он обладает
определенным объемом знаний, или, иначе
говоря, известным интеллектуальным
потенциалом, в силу чего конкретный
характер носят его познавательные
возможности. К тому же и уровень
развития общественной практики, и то,
что выше обозначено как
интеллектуальный потенциал общества, в
большей или меньшей степени
детерминируют круг его познавательных
интересов в тот или иной исторический
период.
Легко заметить, что за последние сто
лет серьезные изменения претерпели и
объект, и субъект познания. Значительно
расширились границы объекта познания,
а вместе с тем и круг познавательных
интересов, существенно вырос
интеллектуальный потенциал
человечества, а значит, и его
познавательные возможности. Таким
образом, в диалектике объекта и
субъекта познания отчетливо
просматривается социально-опосредованное
историческое развитие познавательного
отношения человека к миру.
Развитие познания определяется в
конечном счете потребностями общества
в целом, общим уровнем
интеллектуального потенциала общества.
При этом реализация этих потребностей
в свою очередь создает фон и базу для
новых потребностей и дальнейшего
наращивания знаний о мире, а значит, и
для продвижения познания вперед. В
основе движения познания лежит, таким
образом, разрушение и возникновение
все вновь и вновь, противоречия между
достигнутым уровнем знаний и уровнем
общественных потребностей.
Познание, следовательно, выступает как
диалектический процесс активного
целенаправленного воспроизведения в
системе идеальных образов сущности
вещей, явлений объективного мира,
включая человека и жизнь общества.
|