|
Среди главных направлений
современной философии немаловажное
место занимает 2 неотомизм, 0 чьи истоки
восходят к воззрениям средневекового
монаха Фомы Аквинского, философия
которого в 1879 году
была провозглашена официальной
философской доктриной Ватикана и
католицизма. Десятилетие спустя в
Лувене (Бельгия) был создан Высший
институт философии, и доныне
являющийся международным центром
неотомизма, широкого
распространенного в странах с
преобладанием, либо большим числом
католиков (Франция, ФРГ, США, страны
Латинской Америки).
Представители неотомизма - Жан Маритен,
Этьен Жильсон, Ван Стеенберген и др. -
усматривают главную цель в философском
обосновании христианского вероучения.
Иначе говоря, во главу угла честно и
открыто возводится принцип: "Философия
- служанка богословия".
В качестве высшей реальности в
неотомизме рассматривается "чистое
бытие" как духовное, божественное
первоначало. Изыскания неотомистов
приводят к признанию Бога
первопричиной бытия и
первооснователем всех без исключения
философских категорий. Далее, согласно
томизму и неотомизму, мир предстает как
иерархическая, разделенная на ступени
система. Низшую, самую несовершенную
ступень занимает природа, материя,
высшую - сверхчеловеческий дух,
абсолютное сознание, сверхсознание,
которым сотворяется все существующее.
Тяготея к объективному идеализму,
неотомизм характеризует материю как
нечто чисто пассивное, лишенное всякой
определенности без "богодухновенных"
нематериальных форм. При этом высшей
формой (формой всех форм) признается
внешний по отношению к материи Бог.
Наука, по мнению неотомистов, должна
заниматься лишь изучением низшей
ступени мира, дабы логически подойти к
естественно-научному подтверждению
существования, бытия Бога. При этом
верхняя граница, дозволенная в
познании науки, определяется
достаточно четко: науке "разрешено"
лишь частичное познание, вскрытие лишь
вторичных причин и внешней связи
событий, да и то осуществляемое при
непрерывной работе "внутреннего
цензора", интеллект человеческий с
интеллектом божественным. Такова
современная версия томистского
принципа гармонии веры и разума,
религии и науки.
Неотомизм резко выступает против
атеизма, который, по мнению томистов,
ведет лишь к замене бога идолами.
Человек, при этом, мол, теряет свою
целостность, выходит из-под своего
ангела-хранителя и подпадает под
влияние "нечистого",
подсовывающего ему "сатанинские"
соблазны. Неотомизм в связи с этим
выполняет функцию отвлечения человека
от мирских целей и ценностей и
предлагает ему в качестве альтернативы
цели духовные, способные противостоять
мирским соблазнам наподобие "порождения
семидесятых" - хард-рока, хэви-мэтал
рока и т.п.
Наряду с этим необходимо отметить, что
и в современной религиозной философии
проблема человека занимает все более
заметное место. Это проявляется и в
религиозных вариантах
экзистенциализма, и в
антропологической концепции Тейяра де
Шардена (1881-1955).
Нельзя не видеть усиления внимания
религиозной философии к человеческой
проблематике и в ее активном обращении
к вопросам морали, к нравственным
устоям общественной жизни и
общечеловеческим нравственным
ценностям. Это является одной из причин
достаточно широкого влияния
религиозного мировоззрения.
|