|
Диалектико-материалистическая
философия, основы которой были
заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом
(182О-1895), вобрала в себя существенные
достижения предшествующей философской
мысли, начиная с идейного наследия
философов Древней Греции и кончая
трудами мыслителей XVIII - начала XIX в.
Особенно большое влияние на
формирование их философских взглядов
оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они
сами неоднократно подчеркивали. Однако
созданная ими философская теория
существенно отличается от всех
предшествующих учений прежде всего тем,
что в ней очень тесно связаны между
собой философские идеи с политико-экономической
и научно-социальной сторонами
мировоззрения. Эта целостность,
взаимообоснованность составных частей
мировоззрения (философии,
политэкономии, теории социализма) во
многом объясняет то значительное
влияние, которое оказывало это учение
на развитие общественных процессов в
мире.
Диалектико-материалистическая
философия возникла в середине 4О-х
годов, XIX в., когда в ряде стран Западной
Европы уже утвердился капитализм.
Завоевание политической власти
буржуазией проложило дорогу его
ускоренному развитию. Следствием этого
явилось, с одной стороны, бурное
развитие крупной машинной индустрии, а
с другой - формирование промышленного
пролетариата. Однако громадный рост
производительности труда и
общественного богатства отнюдь не
сопровождался улучшением положения
трудящихся масс. Усиление эксплуатации,
обнищение, ухудшение экономического
положения вызывали
недовольство рабочих. Выступления
рабочих против своего угнетенного
положения все чаще принимали форму
забастовок, стихийно вспыхивающих
вооруженных выступлений. Таковы были
восстания лионских ткачей во Франции
(1831 и 1834 гг.), силезское восстание ткачей
в Германии (1844 г.), в Англии в 3О-4О годах
XIX в. развернулось первое массовое
пролетарское движение - чартизм. На
фоне этих событий и возникает
диалектико-материалистическая
философия, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Большое влияние на формирование новой
философии оказали важные научные
открытия в области естествознания,
сделанные в XIX в. (открытие закона
сохранения и превращения энергии,
открытие клеточной структуры живых
организмов, создание Ч.Дарвиным
эволюционного учения и т.д.), которые
позволили обосновать диалектико-материалистический
подход к объяснению развития природы.
Все эти и многие другие открытия в
естествознании имели большое значение
для формирования диалектического
материализма.
В начале своей научной и общественно-политической
деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс стояли
на позициях гегелевской диалектики,
примыкали к так называемым
младогегельянцам. Но уже в этот период,
т.е. до 1842 г., они отрицательно относятся
к метафизической системе идеализма
Гегеля, к его консервативным
политическим взглядам.
Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса
в новом направлении особенно ярко
обнаруживается после их встречи в
Париже в 1844 г. С этого времени
начинается их совместный труд по
созданию нового мировоззрения, которое
принципиально отличается от всех
предшествовавших философских учений
как по своей социальной сущности, так и
по идейному содержанию и своей роли в
развитии общества.
|