|
Родоначальник классической немецкой
философии Иммануил Кант (1724-1804) в ранний
период своей деятельности много
занимался вопросами естествознания и
выдвинул свою гипотезу происхождения и
развития солнечной системы.
Для философской системы Канта
характерен компромисс между
материализмом и идеализмом.
Материалистические тенденции в
философии Канта сказываются в том, что
он признает существование объективной
реальности, вещей вне нас. Кант учит,
что существуют "вещи в себе", не
зависящие от познающего субъекта. Если
бы Кант последовательно проводил этот
взгляд, то он пришел бы к материализму.
Но в противоречии с этой
материалистической тенденцией он
утверждал, что "вещи в себе"
непознаваемы. Иными словами, он
выступил как сторонник агностицизма.
Агностицизм приводит его к идеализму.
Идеализм Канта выступает в форме
априоризма, учения о том, что основные
положения всякого знания являются
доопытными, априорными формами
рассудка.
Пространство и время, по Канту,
являются не объективными формами
существования материи, а всего лишь
формами человеческого сознания,
априорными формами чувственного
созерцания. Кант ставил
вопрос о характере основных понятий,
категорий, при помощи которых люди
познают природу, но этот вопрос он
также решал с позиций априоризма. Так,
причинность он считал не объективной
связью, закономерностью природы, а
априорной формой человеческого
рассудка.
Все категории рассудка, как уже
отмечено выше, Кант объявил априорными
формами сознания.
Идеалистически Кант представил и
предмет познания. Согласно учению
Канта, предмет познания конструируется
человеческим сознанием из
чувственного материала при помощи
априорных форм рассудка.
Этот конструируемый сознанием предмет
Кант называет природой. Формально Кант
признает, что познание имеет своим
предметом природу, но по существу он
противопоставляет природу
объективному миру.
В идеалистической философии Канта
имеются и ценные образцы диалектики.
Заслуга Канта в теории познания
состоит в том, что он установил
недостаточность аналитического метода
для науки и поста-
вил вопрос о познавательной роли
синтеза в научном исследовании.
Кант отверг распространенный среди
метафизиков взгляд, будто научный
метод сводится исключительно только к
анализу. Выдающийся немецкий философ
защищал плодотворную мысль о
фундаментальном значении синтеза как
метода научного познания.
Диалектический характер имела критика
Кантом рассудочного мышления. Кант
различал рассудок и разум; он считал,
что разумное познание выше и по природе
своей диалектично. В этот отношении
особый интерес представляет его учение
о противоречиях ("антиномиях")
разума. Согласно Канту, разум, решая
вопрос о конечности или бесконечности
мира, его простоте или сложности и т.д.,
впадает в противоречия.
Диалектика, по мнению Канта, имеет
негативный отрицательный смысл: с
одинаковой убедительностью можно
доказывать, что мир конечен во времени
и пространстве (тезис) и что он
бесконечен во времени и пространстве (антитезис).
Как агностик, Кант ошибочно полагал,
что подобные антиномии неразрешимы.
Тем не менее его учение об антиномиях
разума было направлено против
метафизики и самой постановкой вопроса
о противоречиях способствовало
развитию диалектического взгляда на
мир.
В "Критике практического разума"
Кант изложил самостоятельную этику
долга, которая лежит в основе такого
размышления: разум познает природу, ее
явления с помощью опыта, он не может
быть ограничен рамками чисто
априорного знания. Но разум может
определять волю человека и его
практическое поведение. Человек не
свободен от законов природы, но
благодаря своему "познающему"
характеру (человек как
индивидуальность) он свободен и
следует в пределах теоретического
разума. Закон морали, которому он
должен подчиняться, и есть
категорический императив. Он не дает
человеку права на вознаграждение за
свою моральность, зато дает
уверенность в Боге как гаранте
моральности
В книге "Критика чистого разума"
Кант стремится опровергнуть все чисто
рациональные доказательства
существования Бога. Он ясно показывает,
что у него другие основания для веры в
Бога. Позднее они излагаются им в «Критике
практического разума» (1786). Но сейчас
его цель полностью негативная.
Имеется, говорит он, только три
доказательства существования Бога
посредством чистого разума. Это
онтологическое доказательство,
космологическое доказательство и
физико-теологическое доказательство.
Онтологическое доказательство, как он
его излагает, определяет Бога как ens
realissimum, наиболее реальное бытие, то есть
субъект всех предикатов, которые
принадлежат бытию абсолютно. Теми, кто
верит в правильность доказательства,
утверждается, что, поскольку «существование»
является таким предикатом, этот
субъект должен иметь предикат «существования»,
то есть должен существовать. Кант
возражает на это, что существование не
есть предикат. Сотня талеров, которые я
лишь воображаю, может иметь все те же
предикаты, как сотня реальных талеров.
Космологическое доказательство гласит:
если что-либо существует, то абсолютно
необходимое Существо должно
существовать; теперь я знаю, что я
существую, следовательно, абсолютно
необходимое Существо существует, и оно
должно быть ens realissimum. Кант утверждает
что последним шагом в этом
доказательстве снова является
онтологическое доказательство, и оно,
следовательно, опровергается тем, что
уже было сказано.
Физико-теологическое доказательство
есть обычное доказательство от
противного, но в метафизическом
одеянии. Оно утверждает, что
Вселенная обнаруживает порядок,
который представляет собой
доказательство существования цели. Это
рассуждение исследуется Кантом с
большим вниманием, но он указывает, что
в лучшем случае оно доказывает только
Зодчего, а не Творца и, следовательно,
не может дать правильного понятия Бога.
Он заключает, что «единственной
теологией разума, которая возможна,
является та, которая основана на
законах морали или ищет в них гарантии».
Бог, свобода и бессмертие, говорит он,
являются тремя «идеями разума». Но,
хотя чистый разум приводит нас к тому,
чтобы сформировать эти идеи, он не
может сам доказать их реальность.
Значение этих идей практическое, то
есть связанное с моралью. Чисто
интеллектуальное применение разума
ведет к трудностям. Единственное
правильное использование направлено
на моральные цели.
Практическое применение разума
коротко рассматривается в конце «Критики
чистого разума» и более полно в «Критике
практического разума». Аргумент
состоит в том, что моральный закон
требует справедливости, то есть
счастья, пропорционального
добродетели. Только Провидение может
обеспечить его, и очевидно, что оно не
обеспечивает его в этой жизни.
Следовательно, существуют Бог и
будущая жизнь и должна существовать
свобода, поскольку иначе не может быть
такой вещи, как добродетель.
В "Критике практического разума"
Кант показал различие представлений о
должном, о ценностях и нормах, с одной
стороны, и представпений о сущем, мире
вещей, того, что есть, с другой стороны.
Мир должного как бы достраивает мир
сущего, а значит, и достоверного до
целостности и системы, поэтому
действие, по Канту, невозможно без
включения его в структуру должного.
|