|
Рационализм (от лат. ratio-разум) -
выдвигает на первый план логические
основания науки. Главным источником
знания считаются идеи, т.е. мысли и
понятия, которые якобы изначально
присущи человеку или являются его
врожденными способностями. Но ответить
на вопрос, каким образом эти идеи могут
дать истинное, правильное знание об
окружающем мире, что гарантирует
истину, рационализм не может. Наиболее
яркими представителями рационализма в
то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза
(1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других
мыслителей.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 - 1716)
Немецкий философ, математик, юрист,
теолог, исходивший из декартовского
рационалистического дуализма.
"Любить - это находить в счастье
другого свое собственное счастье."
"Всякое учение истинно в том, что оно
утверждает, и ложно в том, что оно
отрицает или исключает."
ЛЕЙБНИЦ
Готфрид Вильгельм (1.7.1646--14.11.1716) --
немецкий математик, физик и философ,
организатор и первый президент
Берлинской АН (1700), чл. Лондонского
королевского о-ва (1673), чл. Парижской АН
(1700). Род. в Лейпциге. В 1661 Лейбниц
поступил на юридический факультет
Лейпцигского ун-та. Кроме юридических
наук изучал философию и математику. В
ун-те ознакомился с работами
Аристотеля и Р. Декарта. Защитил
диссертацию на степень бакалавра (1663),
магистра философии (1664) и доктора права
(1666). Состоял на юридической и
дипломатической службе при дворе
Майнцского курфюрста. Из Майнца он
выезжал с дипломатической миссией в
Париж. Творческая деятельность
Лейбница развернулась именно в этот
период в Париже, где он много работал и
лично познакомился со многими
математиками, в частности с X. Гюйгенсом,
под руководством которого изучал
работы Г. Галилея, Р. Декарта, П. Ферма, Б.
Паскаля и самого Гюйгенса. В 1673 из
Парижа Лейбниц выезжает в Лондон для
демонстрации своей счетной машины в
королевском о-ве. Там он познакомился с
И. Барроу, а также с трудами И. Ньютона,
"Логарифмотехникой" Г. Меркатора.
Возвратясь в 1676 в Париж, Лейбниц
разрабатывает важные вопросы
дифференциального исчисления. В том же
году Лейбниц уезжает в Ганновер, где
работает сначала библиотекарем, а
потом историографом двора
Ганноверского герцога. Однако
деятельность Лейбниц выходила далеко
за пределы официальных обязанностей.
Он занимается и вопросами химии,
геологии, конструирует ветряной
двигатель для насосов, выкачивающих
воду из шахт. Особенно плодотворной
была научная деятельность Лейбница в
области математики. В 1666 он опубликовал
свою первую математическую работу "Размышления
о комбинаторном искусстве".
Сконструированная им счетная машина
выполняла не только сложение и
вычитание, как это было у Б. Паскаля, но
и умножение, деление, возведение в
степень и извлечение квадратного и
кубического корней. Свыше 40 лет Лейбниц
посвятил усовершенствованию своего
изобретения. Именно поэтому его можно
считать идейным вдохновителем
современной машинной математики.
Лейбниц заложил основы символической
логики. Исследовал свойства некоторых
кривых (в частности, цепной линии),
разложение функций в ряды, ввел понятие
определителя и выдвинул некоторые идеи,
касающиеся теорий определителей,
которые впоследствии развивали А.
Вандермонд, О. Коши, К. Гаусс и
окончательно разработал К. Якоби.
Лейбниц до некоторой степени проложил
путь таким новым дисциплинам, как
политическая экономия и сравнительное
языкознание. Но важнейшей его заслугой
является то, что он, одновременно с И.
Ньютоном, но независимо от него,
завершил создание дифференциального и
интегрального исчисления. При этом он
исходил не из квадратуры кривых, как
Ньютон, а из проблемы касательных.
Изучение работ Б. Паскаля и собственные
исследования привели Лейбница в 1673-1674 к
идее характеристического треугольника,
который теперь используется при
введении понятий производной и
дифференциала в каждом учебнике
дифференциального исчисления. В это
время Лейбниц осуществил, и дальнейший
шаг в создании нового исчисления-
установил зависимость между прямой и
обратной задачами о касательных. Через
год он пришел к выводу, что "из
обратного метода касательных выходит
квадратура всех фигур". В октябре 1675
Лейбниц уже пользуется обозначением Sl
для суммы бесконечно малых и операцию,
противоположную суммированию,
обозначает, подписывая букву d под
переменной , а затем рядом с ней: dx. Знак
интеграла в современной форме впервые
встречается в его работе "О скрытой
геометрии..." (1686). Лейбниц решил
проблему касательных с помощью
дифференциального исчисления. При этом
он изложил правила дифференцирования
произведения, степени, неявной функции.
Эти результаты он опубликовал только в
1684 в статье "Новый метод максимумов и
минимумов", где впервые назвал свой
алгоритм дифференциальным исчислением.
В 1693 Лейбниц опубликовал первые
образцы интегрирования
дифференциальных уравнений с помощью
бесконечных рядов. Лейбниц ввел много
математических терминов, которые
теперь прочно вошли в научную практику:
функция, дифференциал,
дифференциальное исчисление,
дифференциальное уравнение, алгоритм,
абсцисса, ордината, координата, а также
знаки дифференциала, интеграла,
логическую символику и т. д. С именем
Лейбница в науке связано много
открытий и гипотез, которые позже
получили признание. В механике ему
принадлежит понятие о "живых силах",
в геологии - мысль, что Земля имеет
историю. Он также высказал правильное
предположение о происхождении
ископаемых остатков животных и
растений, отстаивая важную для
биологии мысль об эволюции. Лейбниц
создал собственную научную школу, в
которую входили братья Бернулли, Г. Ф.
Лопиталь и др. математики. Он первым
нарушил и вековую традицию писать
научные труды только на латинском
языке.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) —
немецкий философ, математик, языковед,
развернувший критику учения Дж. Локка о
душе как „чистой доски“. В
соответствии с его представлениями,
душа еще до всякого реального опыта
имеет свои индивидуальные особенности,
предрасположения, от которых зависит
прием внешних впечатлений.
Разрабатывал концепцию „малых
восприятий“, в которой разделил
понятия психики и сознания, признавая,
что существуют смутно осознаваемые и
совсем не осознаваемые психические
процессы.
Немецкий философ Лейбниц (1646 - 1716)
многосторонний ученый, творивший во
всех отраслях науки, но наибольшее
значение его труды приобрели в области
философии. Он развивал идеи, заложенные
в Платоновском наследии. Его заслуга в
том, что он высказал ряд мыслей
диалектического характера: мир состоит
из мельчайших элементов или монад, т.е.
духовных элементах бытия, обладающих
активностью и самостоятельностью,
находящихся в непрерывном изменении и
способных к страданию, восприятию и
сознанию. Следовательно, к понятию
субстанций Спинозы прибавляется
понятие деятельной силы, т.е.
Аристотелевский принцип самодвижения
сущего.
Бог по Л. возвышается над телесным
миром, являясь его виновником и
господином. Единство и согласованность
монад, есть результат гармонии,
созданной богом. Низшим монадам
присущи лишь смутные представления -
это неорганический и растительный мир.
У животных представления достигают
ступени ощущений, а у человека - ясного
понимания, осмысления.
Лейбниц рассматривал пространство, как
порядок взаимного расположения
индивидуальных тел, существующих вне
друг друга, а время - как порядок
сменяющих друг друга явлений или
состояний тел.
Одной из вершин философского наследия
Л. является его учение об
индивидуальной монаде, как
концентрированном мире, как зеркале
единой и бесконечной вселенной.
Философия Готфрида Вильгельма
Лейбница предстала как "определение
возможностей и пределов человеческого
познания. построение алгоритма
универсального знания"[1], исходящее
из объективно-идеалистических позиций.
Философия Лейбница "явилась
синтезом важнейших идей ведущих
философских школ XVII в. ... давшим при
этом некоторый минимум средств для
дальнейшего движения в философии и
науках: новую логику, новую методологию
познания, новую систему философских и
научных понятий. После Лейбница никто
вплоть до Гегеля не смог подняться до
синтеза подобных масштабов"[2].
Вместилищем и источником всех
сущностей и возможностей, которые
только можно мыслить, является,
согласно Лейбницу, Бог. Богом
определена всеобщая гармония мира.
Сущности и возможности - это нечто
идеальное, рациональное, но
соединенное с существованием,
чувственностью. Существование - это
частный вид бытия, а именно
динамическое, действующее,
действительное бытие, хотя бытие
присуще и всему, что мыслимо, при
условии внутренней непротиворечивости
мысли. Все в рамках традиционного
разделения в метафизике сущности и
существования. Созданная Богом природа
совершенна, поскольку в ней имеются
максимум сущности и максимум
существования. В мире, где живет
человек, действует принцип минимакса (minimax):
максимум результатов достигается с
помощью минимальных средств. Элементом,
лежащим в основе всего и
конституирующим действительность,
выступает по Лейбницу, монада -некая
активная, изменяющаяся и развивающаяся
сугубо индивидуальная субстанция
духовного порядка, аналогом которой
является человеческое "Я" с его
познанием и самопознанием[3].
Эти идеальные сущности - монады, каждая
в отдельности, отображают в себе всю
взаимосвязанную систему субстанций,
подобно "зеркалу вселенной", и "не
имеют окон". Существует даже
крылатое выражение, что монада
Лейбница - это переодетый дифференциал.
Объединяет же эти замкнутые единицы
некая "предустановленная гармония",
в которой запрограммировано
соответствие бытия и познания. От
монадологии Лейбниц повернул к
панлогизму[4]. Это естественно. "Отрицание
сущности взаимодействия физических
тел предвосхищало субъективизацию
категорий взаимодействия и
причинности у Канта, а усмотрение
подлинной диалектики только в мире
духовного доставило Гегелю основную
схему для его натурфилософии"[5]. На
этом пути обосновывались бытие Бога и
бессмертие души, теория компромиссов и
реформ в общественной жизни (лучшие
результаты получаются, если не спешить
и все изменять потихоньку) и т.д.
Лейбниц оказывался при этом скорее
математиком. физиком, механиком и
техником[6], чем автором "Теодицеи".
Проблема противоположности познающего
субъекта и познаваемого объекта
заменялась решаемой в безудержно
оптимистическом духе проблемой
соответствия и согласованности, т.е.
ставилась не в гносеологическом, а в
более широком - онтологическом плане.
Кто-то все согласовал и "завел часы".
Несмотря на возможность в связи с
изменившейся ситуацией учесть
достижения всей мировой "лейбницианы"
второй половины XX в.. даже самые
последние публикации о философии
Лейбница[7] не претерпели существенного
изменения. Конечно, более определенно
признается, что "из божественного
попечительства над миром Лейбниц
выводит универсальную, неразрывную
связь всего со всем"[8], но вывод
прежний: "Великий Лейбниц как бы
завершает тернистый путь философии XVII
в. и передает XVIII столетию ту эстафету,
которую впоследствии переняли Кант и
Гегель”[9]. И действительно, Лейбниц был
ярким и оригинальным представителем
рационализма XVII века, "века Разума",
только что переходящего в век XVIII - "век
Просвещения".
|