|
Философское
направление - эмпиризм (от греч.empiria -
опыт) утверждало, что все знания
возникают из опыта и наблюдений. При
этом остается неясным, как возникают
научные теории, законы и понятия,
которые нельзя получить
непосредственно из опыта и наблюдений.
Наиболее яркими представителями этого
направления были Ф. Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс
(1588-1679) и Д.Локк (1632-1704).
Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704,
Отс), английский философ-просветитель и
политический мыслитель. Разработал
эмпирическую теорию познания и идейно-политическую
доктрину либерализма. Родился в
пуританской семье мелкого
землевладельца. Окончил
Вестминстерскую школу и колледж в
Оксфорде, где затем был преподавателем;
занимался экспериментальной химией,
метеорологией и медициной. В 1668 избран
в Лондонское королевское общество.
Став в 1667 домашним врачом, а затем
секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери)
- видного общественного деятеля времён
Реставрации, Л. приобщается к активной
политической жизни. Вслед за Шефтсбери,
спасаясь от преследования английского
правительства, в 1683 эмигрировал в
Голландию, где сблизился с кругом
Вильгельма Оранского и после
провозглашения его королём Англии
возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в
Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в
основном литературной работой.
В центре философии Л. стоит его теория
познания, которую он строил в традиции
английского эмпиризма и материализма Ф.
Бэкона, противостоя картезианству,
кембриджским платоникам и
университетской схоластической
философии. На взгляды Л. оказали также
влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т.
Сиденхема и И. Ньютона. Главное
сочинение - "Опыт о человеческом
разуме" (1690), над которым Л. работал
около 20 лет, посвящено рассмотрению
происхождения, видов и возможностей
человеческого познания. Согласно Л., не
существует врождённых идей и принципов
- ни теоретических, ни практических (нравственных),
включая и идею бога, а всё человеческое
знание проистекает из опыта. Все идеи
возникают из двух основных источников -
опыта внешнего (ощущения) и внутреннего
(рефлексии). В основе знания лежат
простые идеи, например, возбуждаемые в
уме различными качествами тел -
первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость,
фигура, плотность, движение), или
вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет,
звук, запах, вкус). Посредством
соединения, сопоставления и
абстрагирования разум из простых идей
образует сложные и общие идеи (модусы,
субстанции и отношения). Л. различает
идеи ясные и смутные, реальные и
фантастические, адекватные своим
прообразам и неадекватные. Он считает,
что познание реально лишь постольку,
поскольку его идеи сообразны с
действительностью, и определяет истину
как соединение и разъединение идей или
их знаков сообразно соответствию или
несоответствию обозначаемых ими вещей.
В вопросе о значении общих терминов Л.
склоняется к концептуализму, отмечая,
что реальная сущность вещей остаётся
неизвестной и что ум имеет дело с
номинальными сущностями. Познание Л.
делит на интуитивное (самоочевидных
истин, нашего собственного
существования), демонстративное (положений
математики, этики, бытия бога) и
сенситивное (существования единичных
вещей). Последнее оценивается им как
наименее ясное и достоверное, что
вносит в концепцию Л. явный
рационалистический элемент. К "Опыту..."
примыкают сочинения Л. "О
пользовании разумом" (опубликовано
1706), "Исследование мнения отца
Мальбранша о видении всех вещей в боге"
(1694), а также его ответы критикам-богословам
Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к
последнему (1697-1698) особый интерес
представляют мысли Л. о способности
материальной субстанции к мышлению, о
критериях достоверного знания.
Выступая против религиозного
фанатизма различных сект, Л. настойчиво
призывал к веротерпимости. Защите
религиозной свободы он посвятил четыре
письма о веротерпимости (изданы в 1689,
1690, 1692 и 1706). В сочинении "Разумность
христианства" (1695) Л. в духе
протестантизма старался отделить "подлинное"
учение Христа от последующих
видоизменений. Позиция Л. близка деизму
и унитариям, однако он считает, что,
поскольку человеческий разум
ограничен, христианство, даже разумное,
нуждается в откровении, в приобщении к
божественному опыту "через его дух",
без чего всякая религия пуста.
Хотя Л. полагал, что этика может быть
наукой наподобие математики, и
практиковал приёмы точного анализа
этических терминов и положений, он не
создал последовательной этической
теории. Свои утилитарные максимы о том,
что добро есть то, что причиняет или
увеличивает удовольствие и уменьшает
страдания, что в достижении этого и
заключается счастье, стремление к
которому есть основание всякой свободы,
Л. корректировал определением
морального добра как подчинения
человеческих волевых акций закону,
коренящемуся в божественной воле - "истинной
основе морали". В благоразумном и
благочестивом сознании в конечном
счёте достигается гармония между
личными и общественными интересами.
Классическим трактатом по педагогике
стали "Некоторые мысли о воспитании"
(1693), где Л. исходит из идей о решающем
влиянии среды на воспитание,
необходимости учёта естественной
склонностей ребёнка, формирования у
него здорового тела и духа. Вначале
ребёнок всецело находится под влиянием
родителей и воспитателей, которые
должны быть для него примером; по мере
того как он взрослеет, он получает
свободу. Относя "пользование разумом",
а следовательно, и плодотворное
обучение к зрелому возрасту, Л. считал,
что к учению следует приступать лишь
после того, как сформирован характер
ребёнка (притом в семье, а не в школе) и
ему привиты основы морали. Задачам,
содержанию и методам схоластического
обучения Л. противопоставлял программу
образования, исходящую из потребностей
делового буржуазного общества. Оно
должно основываться на развитии у
детей интереса к учению и
любознательности. Обучение древним
языкам сводится к минимуму;
подчёркивается важность изучения
родного языка. Наряду с новыми языками
и математикой, особенно способствующей
развитию мышления, должно быть введено
изучение географии, истории, основ
права и "естественной философии".
Социально-политическая концепция Л.
содержится в "Двух трактатах о
государственном правлении" (1690).
Первый трактат посвящен опровержению
феодально-патриархальных взглядов Р.
Филмера на божественное право
абсолютной королевской власти, второй -
содержит теорию конституционной
парламентарной монархии, по существу
являясь оправданием и обоснованием
социально-политического строя,
утвердившегося в Англии после
переворота 1688-89. Неизбежность
института государственной власти Л.
рисует с позиций теории естественного
права и общественного договора. В
отличие от абсолютистской теории
государства Т. Гоббса, по Л.,
правительству передаётся только
некоторая часть "естественных прав"
(отправление правосудия, внешних
сношений и т. п.) ради эффективной
защиты всех остальных - свободы слова,
веры и прежде всего собственности.
Чтобы предотвратить злоупотребления,
законодательная власть в государстве
должна быть отделена от исполнительной
(включая судебную) и "федеративной"
(внешних сношений), причём само
правительство должно подчиняться
закону (см. "Разделение властей").
Народ остаётся безусловным сувереном и
имеет право не поддерживать и даже
ниспровергнуть безответственное
правительство. В экономической теории
Л. придерживался принципов
меркантилизма и трудовой теории
стоимости.
Идеи Л. сыграли огромную роль в истории
философской и общественно-политической
мысли европейского Просвещения. Они
оказали большое влияние на английских
деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на
Вольтера, Кондильяка (Франция) и в
особенности на французских
материалистов 18 в. - Ламетри, К.
Гельвеция и Д. Дидро, а также на
английского идеалиста Дж. Беркли и
агностика Д. Юма. Идеи Л. положили
начало разработке ассоцианизма в
психологии, на теорию воспитания Л.
опирались передовая педагогика 18 в. и
утопический социализм начала 19 в.
Политическая философия Л., являющегося,
по словам К. Маркса, "...классическим
выразителем правовых представлений
буржуазного общества в
противоположность феодальному" (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371),
развивалась Ш. Монтескьё и нашла
отражение в политических теориях
французских и американских буржуазных
революций.
|