|
Древние философы впервые поставили
вопрос о том, что лежит в основе мира.
Совершенно очевидно, что при
формировании мировоззрения вопрос о
первоначале и основе единства
многообразных явлений окружающей
человека действительности выдвигается
на первый план. В сущности, задача
философии тогда и состояла именно в том,
чтобы попытаться охватить единым
взором все пестрое и великое
многообразие явлений природы и
общества, найти единство и связь там,
где на поверхности выступает
хаотическое переплетение вещей и
процессов.
Материальность мира и его материальное
единство понимались древними
философами как нечто само собой
разумеющееся, требовалось лишь
показать, какова именно эта единая
материальная основа вещей. Одни
философы за материальную основу и "первоначало"
всех вещей принимали огонь, другие -
воду, третьи - воздух, четвертые
материальную основу всех вещей видели
не в одном, а в совокупности ряда
качественно различных элементов: в
огне, воздухе, воде, земле и т.д. Это были,
хотя и наивные, но смелые попытки
объяснить мир из него самого, при
помощи естественных причин.
Размышления древних мыслителей о
материальной основе всех вещей явились
первоначальным
естественно-научным подходом к
природным явлениям.
В древней Индии уже за несколько веков
до нашей эры философы-материалисты -
чарваки выдвигали требование
объяснить мир, природу, не прибегая ни к
какому божественному существу. Древние
китайские мыслители учили, что явления
природы состоят из материальных частиц
ци и подчиняются объективной
естественной закономерности дао.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции
наблюдается бурный расцвет культуры и
философии. За это время было создано
новое, немифологическое мировоззрение,
новая картина мира, центральным
элементом которой стало учение о
космосе (космогония). Согласно взглядам
древнегреческих мыслителей этой поры,
космос охватывает Землю, человека,
животных, растения, небесные светила и
сам небесный свод. Он замкнут, имеет
сферическую форму, конечен по своим
размерам, в нем происходит постоянный
круговорот, все возникает, течет и
изменяется. Но из чего все возникает,
течет и изменяется.
И из чего все возникает, и к чему все
возвращается? Одни греческие мыслители
(натурфилософы) считали, что основой
вещей являются чувственно
воспринимаемые предметы - вода, воздух,
огонь; другие (пифагорейцы) видели эту
основу в математических числах; третьи
(элеаты) усматривали основу мира в
едином, недвижимом бытии, которое можно
постичь лишь разумом, но не чувствами;
четвертые (атомисты) считали такой
основой чувственно не воспринимаемые
частицы (атомы), различающиеся между
собой размерами, положением и фигурой.
Разумеется, все эти философские
взгляды были во многом наивны и
различались между собой, но им были
присущи следующие общие черты:1) не
порвав до конца с мифологией, греческие
мыслители отводили богам
второстепенное место и пытались
объяснить мир из него самого. Иными
словами, они положили начало развитию
материалистических взглядов и
представлений, правда, материализм у
них носил во многом наивный характер,
многие положения не были подкреплены
данными науки. Наиболее яркими
представителями материализма в то
время были такие философы, как: Левкипп,
Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур
(341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг.
до н.э.) и др. Особенно большое значение
имело развитие Левкиппом и Демокритом
атомистической теории. Левкипп заложил
основы древнегреческой атомистики, а
Демокрит развил целую систему
атомистического материализма.
Атомистическая теория строения
материи явилась величайшим
достижением научной мысли древнего
мира и одним из показателей мощи
теоретического мышления. Конечно,
представления древних философов об
атоме как неделимой и простой
материальной частице носили наивный
характер, но для того времени это была
гениальная догадка о строении материи,
которая была экспериментально
подтверждена лишь через два с лишним
тысячелетия; 2) большое внимание
греческие философы уделяли развитию
диалектики (учению о развитии). Они
осознавали взаимную связь вещей, их
взаимную обусловленность,
изменчивость и постоянное движение и
развитие. Наиболее полное отражение
эти взгляды нашли в учении Гераклита (46О-34О
гг. до н.э.). Согласно его взглядам, мир
не создан богами, он всегда существовал
и будет существовать, переходя из
одного состояния в другое. Правда,
диалектика древних мыслите-
лей носила стихийный характер, многие
ее выводы невозможно было доказать в то
время, так как не было накоплено
достаточно знаний. Тем не менее эти
взгляды были прогрессивны и
способствовали дальнейшему развитию
диалектики и естествознания.
Наряду с материалистическими
взглядами, в то время получили
определенное развитие и
идеалистические учения. В начале 5 в. до
н.э. против материалистических
взглядов и представлений выступали
пифагорейцы, которые основой и
сущностью всего существующего считали
числа. В учении пифагорейцев о числе
содержалась рациональная мысль о
количественной стороне природных
явлений. Однако в дальнейшем числа в их
построениях превратились в нечто
таинственное, образующее основу всех
вещей. Наиболее крупными идеалистами
Древней Греции были Сократ (469-399 до н.э.)
и его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.),
создавшие целую систему объективного
идеализма.
На протяжении всего развития философии
шли споры между представителями
материализма и идеализма, и начало этой
борьбе мнений было положено в трудах
Демокрита и Платона. Наличие разных
взглядов и разного понимания сущности
бытия привело к тому, что античные
мыслители развивали логику, чтобы
умело доказывать свои взгляды,
совершенствовать критические
рассуждения. Развитие и
совершенствование логики, особенно в
трудах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.),
стало одним из важнейших достижений
античной философии.
В многообразных философских учениях и
школах древнего мира предвосхищены
основные тенденции будущего развития
философской мысли. Наиболее ценным
приобретением древней философии
явились наивный материализм и
стихийная диалектика, положившие
начало научному пониманию
действительности.
|