|
Эта роль определяется прежде всего
тем, что она выступает в качестве
теоретической основы мировоззрения, а
также тем, что она решает проблему
познаваемости мира, наконец, вопросы
ориентации человека в мире культуры, в
мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а
вместе с тем и ее функции -мировоззренческая,
теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная.
В ряду этих функций лежит и решение
философских вопросов практического
отношения к миру, а соответственно
функция праксеологическая.
Это, так сказать, костяк, основа
функционального назначения философии.
Но сами основные функции
конкретизируются. В частности,
познавательная преломляется в функции
выработки категорий, отражающих
наиболее общие связи и отношения вещей
и составляющих понятийную основу
всякого освоения предметного мира,
всякого мышления.
Через систему категорий и содержание
философии в целом реализуется такая ее
функция, как методологическая. С
названными тесно связана функция
рациональной обработки и
систематизации, теоретического
выражения результатов человеческого
опыта.
Далее следует назвать критическую
функцию философии, выполняющую задачи
преодоления устаревших догм и взглядов.
Эта роль философии особенно четко
выражена в трудах Бэкона, Декарта,
Гегеля, Маркса. Философия выполняет и
прогностическую функцию, реализуемую в
построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале
функций философии занимает
интегративная, состоящая в обобщении и
систематизации всех форм
человеческого опыта и знаний -
практического, познавательного,
ценностного. Только на базе такой
интеграции можно успешно решать
проблемы гармонизации общественной
жизни.
Рассматривая роль философии в обществе,
следует видеть, что сама эта роль
исторически меняется, а ее "вечные
проблемы" с ходом времени
приобретают иное, чем прежде, звучание.
Скажем, отношение человека и природы
существовало всегда, но оно имело один
смысл в домашинный период, другой - в
эпоху машинного производства, а в эпоху
НТР - это отношение обрело характер
глобальной экологической проблемы.
Таков первый важный момент,
характерный для понимания роли
философской мысли в диалектико-материалистической
философии.Этот момент - историзм,
который проявляется в подходе
практически ко всем проблемам
философии.
Второй момент состоит в том, что
философские проблемы рассматриваются
в диалектико-материалистической
философии прежде всего как проблемы
общественного бытия, которые
разрешаются в человеческой практике.
Диалектико-материалистическое
понимание истории как важнейшее
приобретение философии резко изменило
подход к философским проблемам,
обнаружило их вплетенность в ткань
общественной жизни, а также то, что
поиск путей и средств их решения
следует вести не в лоне чистого
умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна
рассматриваться как социально-историческое
знание, тесно связанное с жизнью,
постоянно развивающееся вместе с ней.
|