|
Мировоззрение - это ядро, стержень
сознания и самосознания личности. Оно
выступает как более или менее
целостное понимание людьми мира и
самих себя, своего места в нем. Оно есть
у каждого. Но его уровень, его
содержание, форма и т.д. различны. Но об
этом дальше. Здесь же отметим, во-первых,
что мировоззрение исторически
конкретно, поскольку вырастает на
почве культуры своего времени и вместе
с ней претерпевает серьезные изменения.
Во-вторых, общество в каждую эпоху
социально неоднородно, оно делится на
различные группы и общности со своими
интересами. К тому же сами люди
различаются не только по их месту в
обществе, но и по своему развитию, своим
устремлением и т.д. Иными словами,
мировоззрение каждой эпохи
реализуется во множестве групповых и
индивидуальных вариантов.
К тому же мировоззрение как система
включает в себя ряд компонентов. Прежде
всего это знания, имеющие своей опорой
истину, а наряду с этим и ценности,
наиболее ярко выраженные в
нравственных и эстетических
составляющих мировоззрения, имеющих
своей базой добро и красоту.
В выработке мировоззрения участвуют не
только наш разум, но и наши чувства. Это
значит, что мировоззрение включает в
себя как бы два среза -интеллектуальный
и эмоциональный. Эмоционально-психологическая
сторона мировоззрения представлена
мироощущением и мировосприятием, а
интеллектуальная - миропониманием.
Естественно, что соотношение этих
сторон различно на различных уровнях
мировоззрения, неодинакова их
представленность в мировоззрении в
разные эпохи, наконец, различны
пропорции этих сторон и в
мировоззрении разных людей.
Больше того, разной может быть и сама
эмоциональная окраска мировоззрения,
выражаемая в чувствах, настроениях и т.п.,-
от радостных, оптимистических тонов до
тонов мрачных, пессимистических.
Второй уровень мировоззрения -
миропонимание, опирающееся прежде
всего на знания, хотя миропонимание и
мироощущение не даны просто рядом друг
с другом: они, как правило, едины. Это их
единство просматривается в убеждениях,
где вместе даны знание и чувство, разум
и воля, где формируется социальная
позиция, ради которой человек порой
способен на многое.
Сила убеждений - в доверии человека их
сути и смыслу. А это значит, что
мировоззрение включает в свою
структуру уверенность, следовательно,
и веру (это может быть и религиозная
вера, и вера в привидения и чудеса, и
вере в науку и т.д.).
Разумная вера не исключает сомнения, но
чужда как догматизма, так и безбрежного
скептицизма, полностью лишающего
человека опорных пунктов и в познании,
и в деятельности.
Теперь обратимся к типологии
мировоззрения. Прежде всего следует
выделить два уровня мировоззрения:
жизненно-повседневное и теоретическое.
Первое складывается стихийно, в
процессе повседневной
жизнедеятельности. Это мировоззрение
широких слоев общества. Данный уровень
мировоззрения важен, его нужно
учитывать, хотя он и отличается: 1)
недостаточной широтой; 2) своеобразным
переплетением трезвых положений и
установок с примитивными, мистическими,обывательскими
представлениями и предрассудками; 3)
большой эмоциональной нагрузкой
Эти минусы преодолеваются на
теоретическом уровне миропонимания и
мировоззрения. Это философский уровень
мировоззрения, когда человек подходит
к миру с позиций разума, действует,
опираясь на логику, обосновывая свои
выводы и утверждения.
Если подходить исторически, то
философии как особому типу
мировоззрения предшествовали
мифологический и религиозный типы
мировоззрения. Миф как особая форма
сознания и мировоззрения представлял
собой своеобразный сплав знаний, хотя и
весьма ограниченных, религиозных
верований и различных видов искусства.
Переплетение в мифе элементов знаний о
мире с религиозной и художественной
фантазией находит свое выражение в том,
что в рамках мифа мысль еще не обрела
полной самостоятельности и чаще всего
облекалась в художественно-поэтические
формы, что отчетливо просматривается в
"Мифах Древней Греции", в "Илиаде",
"Одиссее", национальном фольклоре
и т.д. И в то же время в мифах уже
рисовалась картина мира в целом в виде
теософии, шел поиск путей утверждения
единства природы и общества, мира и
человека, прошлого и настоящего,
решались в своеобразной форме
мировоззренческие проблемы.
Дальнейшее развитие миропонимания
пошло по двум линиям - по линии религии
и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в
которой освоение мира осуществляется
через его удвоение на земной,
естественный и потусторонний,
сверхъестественный, небесный. При этом
в отличие от науки, тоже создающей свой
второй мир в виде научной картины
природы, второй мир религии основан не
на знании, а на вере в
сверхъестественные силы и их
главенствующую роль в мире, в жизни
людей. К тому же сама религиозная вера -
это особое состояние сознания,
отличное от уверенности ученого,
которая базируется на рациональных
основах; в религии же вера реализуется
в культе и через культ.
Причина религии - зависимость людей от
неподконтрольных им естественных,
природных и социальных сил. Она
выступает как иллюзорное восполнение
слабости человека перед ними. Долгая
эволюция религии привела к идее бога
как распорядителя дел земных и
небесных. Религия в свое время играла
положительную роль как средство
социальной регуляции, формирования
осознания единства человеческого рода,
общечеловеческих ценностей.
Общее, что роднит религию и философию, -
это решение мировоззренческих проблем.
Но характер подхода к этим проблемам в
их рамках, равно как и само их решение,
глубоко различно. В противовес религии
с ее ставкой на веру философия всегда
опиралась на знания, разум. Уже первый
шаг философии состоял в поиске единого
во всем, в поиске первоосновы мира не за
его пределами, а в нем самом.
|