Классическая философия: 

  Вопрос № 84: Политика и политическое сознание, их роль в общественной жизни.
   

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания и занимает среди них особое место, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Экономика первична по отношению к политике, но и политика способна оказывать влияние на экономику, на решение ее задач, т.к. она есть концентрированное выражение экономики. А потому политическое сознание в целом играет большую роль в системе общественного сознания.
Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Конечно, эта роль очень сложна, так как и политическое сознание может испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки, но ведущее влияние сохраняется за политическим сознанием.
Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государства- ми, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества.
Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Оно является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом. Политическое сознание призвано выполнять в обществе прогностическую функцию, оценочную, регулятивную и познавательную.
Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сферу взаимоотношений между различными субъектами. Политическая оценка действительности зависит от того положения, которое занимает субъект, носитель этой оценки в данном обществе. В государстве происходит столкновение политических интересов в борьбе за власть, и главной проблемой политического мышления является устройство государственной власти. Политическая борьба за определение государственного устройства может проходить в различных формах: парламентские дискуссии и экономические требования, главное обсуждение социальных проблем, насильственные государственные перевороты, социальные революции.
Политические интересы объективны и затрагивают в конечном счете каждого человека. Жизнь общества пронизана политическими интересами, концентрирующими в себе социальные противоречия и являющиеся основой общественно-активных объединений и социальных столкновений. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. Таким образом, в зависимости от политических интересов находится не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества.
Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.
Обыденно-теоретическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Благодаря прямой зависимости обыденного сознания от объективной экономической реальности в нем содержится начало теоретической политической идеологии класса. Не следует думать, что обыденное сознание заключает в себе только заблуждение и иллюзии. Несмотря на стихийность формирования обыденного сознания, в нем являются ценными и реалистичность суждений, здравый смысл и проверенные временем аксиомы народной мудрости. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой, его выводы не всегда бывают справедливыми, т.е. его возможности ограничены.
Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях.
Способом выражения обыденного сознания является общественная психология, в структуру которой включаются такие элементы, как потребности, интересы, ценности, традиции, обычаи, эмоции, чувства, настроение, подражение, внушаемость. Обыденное сознание корректируется, шлифуется и проверяется практической жизнью. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти, и оно определяется уровнем экономической и социальной жизни. Обыденное политическое сознание ценно тем, что оно характеризуется целостностью жизнепонимания и, подвергаясь творческой обработке, является основой для теоретического политического сознания.
Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. В теоретическом политическом сознании конкретные политические взгляды и интересы класса или социальной группы должны быть представлены достаточно стройной и убедительной теорией и для современного функционирования общества, и на его перспективное развитие. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. При этом следует отметить, что роль идеологии в обществе не должна быть преувеличенной, т.е. политическая идеология не может идти впереди экономики.
Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. При этом следует отметить, что на выработку теоретического политического сознания оказывают значительное воздействие личностные качества самих авторов.
Политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, потому что она является не только системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, используя при этом науку, право, искусство, религию, все средства массовой информации. Однако в современных условиях развития демократии и гласности неограниченное и неконтролируемое влияние господствующей идеологии снижается.
Теоретическое политическое сознание выступает в качестве способа отражения политики и имеет определенную структуру, включающую следующие элементы:
1) система научных знаний о политической жизни, т.е. политические теории;
2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику;
3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий;
4) конкретные политические программы.
Теоретическое политическое сознание призвано опираться на общественное бытие, хотя та связь имеет сложный и противоречивый характер. Сознание влияет на социальную практику, двигает ее, проверяя истинность политических взглядов. Именно политическая практика является критерием истинности идеологии.
Политическое сознание призвано закреплять и совершенствовать достигнутый уровень политической практики. И эффективность воздействия его на общество является показателем уровня развития теоретического политического сознания.

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz