|
Теория в отличие от гипотезы
представляет собой уже не вероятное, а
достоверное знание.
Научная теория - это система знаний,
описывающая и объясняющая
определенную совокупность явлений,
дающая обоснование всех выдвинутых
положений и сводящая открытые в данной
области законы к единому основанию.
Например, теория относительности,
квантовая теория, теория государства и
права и т.д.
Обозначим основные черты научной
теории:
1. Научная теория - это знание об
определенном предмете или строго
определенной, органически связанной
группе явлений. Объединение знания в
теорию определяется ее предметом.
2. Теорию в качестве важнейшего ее
признака характеризует объяснение
известной совокупности фактов, а не
простое их описание, вскрытие
закономерностей их функционирования и
развития.
3. Теория должна обладать
прогностической силой, предсказывать
течение процессов.
4. В развитой теории все ее главные
положения должны быть объединены общим
началом, основанием.
5. Наконец, все входящие в содержание
теории положения должны быть
обоснованы.
Что же касается структуры научной
теории, то она включает, во-первых,
основания теории (аксиомы геометрии
Евклида, принципы диалектики); во-вторых,
законы, выступающие в качестве косяка
научной теории, ее базы; в-третьих,
узловые понятия, категориальный
аппарат теории, с помощью которого
выражается и излагается основное
содержание теории; наконец, в-четвертых,
идеи, в которых органически слиты
отражение объективной реальности и
постановка практических задач перед
людьми.
Высокая роль и растущее значение науки
в жизни современного общества, с одной
стороны, а с другой - опасные негативные
социальные следствия бездумности, а
порой и откровенно преступного
использования достижений науки
повышают в наши дни требования к
нравственным качествам ученых, к
этической, если ставить вопрос шире,
стороне научной деятельности. Наметим
хотя бы пунктирно некоторые из этих
этических требований.
Прежде всего ученый должен соблюдать
общечеловеческие нормы нравственности,
и спрос с него в этом отношении должен
быть выше, чем в среднем, и в силу
важности его функций, и в силу высокой
ответственности за социальные
результаты его деятельности.
Второе требование - требование
бескорыстного поиска истины без каких
бы то ни было уступок коньюнктуре,
внешнему давлению и т.д.
Третье - нацеленность на поиск нового
знания и его до конца честного,
досконального обоснования, не допуская
подлога, погони за дешевой сенсацией, а
тем более плагиата.
Четвертый устой этики науки -
обеспечение свободы научного поиска.
Наконец, последний, пятый по счету, но
первостепенный по значимости устой
этики науки и этики ученого - высокая
социальная ответственность и за
результаты своих исследований, и в еще
большей степени за их практическое
использование. О необходимости
повышения ответственности ученых и
работников инженерной мысли за свои
решения свидетельствует тяжелый груз
Чернобыля.
Глобальные проблемы современности, -
экологическая в особенности, да и не
только она, - говорят о том, что от людей
науки, да и от всех людей вообще
требуется ныне по-новому, с повышенной
требовательностью подходить к оценке и
нашей познавательной, и нашей
практической деятельности.
|