Реферат: 

  ПО ТЕМЕ "С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс
Экзистенциализм - философия существования"

Часть 2

 
2 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ОСНОВНАЯ СУТЬ

"Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий" [21, с. 388].
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой "неподлинное существование", обретение экзистенции предполагает решающий "экзистенциальный выбор", посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому "самому себе".
Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую - ориентация на долг; религиозную - ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.
Классиками экзистенциальной философии ХХ столетия принято считать немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских писателей Ж.П. Сартра, А.Камю, Г. Марселя. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М. Достоевского и философа Н.А. Бердяева [8, с. 251].
В ХХ в. экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм - это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.
Принято делить экзистенциализм на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления экзистенциализма Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны - Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Религиозная направленность экзистенциализма носит неконфессиональный характер, она близка к учению Толстого. Например, Марсель понимает Бога как "абсолютное Ты", как самого интимного и надежного друга.
Любопытный выход экзистенциализм нашёл в работах православных богословов. Вот отрывок из работы "Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония":
"Богословское осмысление термина 'existentia' вполне приемлемо, поскольку Бог обнаруживает Себя в энергиях, восприятие которых возможно человеку в его истинном онтологическом бытии, свободном от искажений падшего естества, поставивших мысль человека вне своего главного Предмета - Творца. Поэтому аскетическое хранение от помыслов, разделяющих тварь от Творца, и восхождение к чистой молитве как бытийному со-пребыванию с Богом, и есть те экзистенциальные факторы обожения, о чем преподобный Силуан написал: 'Господь дает душе разум познавать Его пришествие… Опытом это познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают'. Предпосылки обожения заложены в самой природе человека сообщением ему от Духа Божия божественного дыхания, а осуществляются они личными усилиями человека, ибо "подобие Божие в человеке есть свободное осуществление человеком своего образа". При этом истинным опытом обожения является опыт, превосходящий всякие чувственные привязанности, 'изгоняющий ум из тварного бытия сущих, укрепляющий и как бы побуждающий к непреложности … ведение нашего естества'" [3].
В основе экзистенциалистских построений (особенно прозрачна в этом отношении работа Сартра "Критика диалектического разума") лежит следующая кардинальная проблема: каково отношение материальных элементов человеческого действия ("социальной закономерности", "объективного общественного бытия", "общественно-материальной структуры" и т.п.) к другим его элементам - к сознанию, процессу жизни и субъективно-деятельной структуре поведения индивидуальных агентов этого действия? Экзистенциализмом сделана попытка выявить и сформулировать субъективно-деятельную, внутренне индивидуальную сторону исторического творчества, дать анализ внутренней, духовно-волевой организации действия его индивидуальных субъектов (будь это творчество актом материального производства, общественно-политической, классовой деятельности и т.п. или же актом производства мысли, идеи, просто жизненным поступком и т.д.). Экзистенциалистская теория стремится стать, так сказать, "внутренней совестью" всякого общественного или индивидуального действия, разъяснив всем и каждому логику того сознания, с которым индивид вообще что-то предпринимает в обществе или в своей личной жизни. Таков предмет этой философии.
Иначе говоря, основная проблема экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, "экзистенциальная тревога", тошнота, скука. "Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха". Это и есть "подлинное существование", спокойно-трагическое в мире религиозного экзистенциализма и безнадежно-трагическое в мире атеистического экзистенциализма.
В качестве примера можно привести повесть Камю "Посторонний".
(Экзистенциализм был единственной философией ХХ века, добившейся широкого признания, в которой художественный метод имел такое же значение, как научный; наиболее адекватный жанр экзистенциализма - беллетристика и публицистика. Мерсо, герой произведения Камю, о котором идет речь, порывает со всеми буржуазными условностями. В рассказе от первого лица он откровенно признается, что ему скучно было сидеть у гроба матери, которую перед смертью отдал в богадельню, так как не мог ее прокормить. На следующий день после похорон он как ни в чем не бывало занимается любовью со своей подругой. После этого он вступает в дружбу с сутенером. Наконец, совершает убийство араба (дело происходит в Алжире). На суде всплывают все его "безнравственные качества", и его приговаривают к смертной казни.
Почему именно Постороннего сделал Камю героем экзистенциального романа, в чем смысл выбора Мерсо? В том, что он захотел говорить с людьми на языке, лишенном фальши и условности, но оказалось, что это невозможно, потому что язык словно создан для того, чтобы говорить одни условности и высказывать фальшь, поэтому он обречен на молчание, неприятие со стороны толпы и внутренний монолог с самим собой. Камю не судит и не оправдывает Постороннего. Этот человек сделал выбор в сторону одиночества и смерти во имя искренности и выявления собственного Я. Безрелигиозность, отсутствие любви делает позицию Мерсо особенно безнадежно-трагической. Тем не менее, трагическая повесть "Посторонний" звучит куда интересней романа-притчи "Чума", сюжет и смысл которого заключаются в том, что одни люди бегут из зачумленного города (имеется в виду, конечно, фашистское государство), а другие остаются, чтобы спасать остальных.
Любимый герой Камю - Кириллов из "Бесов" Достоевского - тоже делает страшный, но честный экзистенциальный выбор: убивает себя, потому что не верит в Бога и нравственное добро.
Экзистенциализм - это не академическая философия, которую излагают с кафедр и уточняют с помощью профессорских словопрений. Это скорее способ фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь дело при анализе готовых форм идеологии. Экзистенциализм не утруждает себя применением научных орудий анализа и обычно выражает свои взгляды в символически обобщенных образах человека - индивидуального субъекта общественной жизни, в метафорическом пересказе его исторических и социальных судеб.
Когда вы решаете, как поступить, и убеждаете себя и других, что вы "обдумали все логически", у экзистенциалистов сразу же возникают подозрения. Кьеркегор настаивал бы, что вы сделали выбор на основании "слепой веры" того или иного рода (например, веры в христианство, веры в научно-популярные статьи, веры в Маркса и т.п.). Ницше бы сказал, что вы, как биологический организм, имеете волю к определенному результату и просто "рационально обосновали" ваши биологические устремления. Задолго до Доказательства Гёделя ("теоремa о неполноте", согласно которой не существует полной формальной теории, где были бы доказуемы все истинные теоремы арифметики) в математике экзистенциализм признавал, что мы никогда не "доказываем" никакое предположение полностью, но всегда останавливаемся где-то на ступеньках бесконечной лестницы, которая требуется для тотального логического "доказательства" чего бы то ни было. Вот простой пример. Вы пытаетесь доказать утверждение "Я имею Х долларов в банке". Вроде бы никаких проблем, но какая бездна раскрывается перед вами, если вы задумаетесь о том, что такое "иметь" что-либо! (Я думаю, что я "имею" работающий компьютер, но в любой момент может оказаться, что я "имею" компьютер неработающий).
Фраза "Джордж Вашингтон был президентом два срока" обычному человеку кажется "доказанной", если справочник "подтверждает" ее. Но такое "доказательство" требует веры в справочники - а эта вера как раз и отсутствует во многих теориях, "пересматривающих" историю.
Сартр тоже отвергал абстрактную логику и придавал большое значение выбору, но склонялся к марксизму и пошел дальше Кьеркегора и Ницше в критике терминов, не имеющих конкретных ссылок. Например, в одном своем знаменитом (и типичном) пассаже Сартр отвергает фрейдовскую концепцию "латентной гомосексуальности", заявляя, что человека можно называть гомосексуалистом только в том случае, если он выполняет гомосексуальные действия. Мы неправильно используем язык, когда предполагаем наличие некой ненаблюдаемой "сущности гомосексуальности2 в тех, кто "не" выполняет гомосексуальных действий.
Акцентируя выбор, Сартр также заявлял, что нельзя называть человека гомосексуалистом (вором, святым, антисемитом и т.д.) без указания конкретных случаев. "У Мэри была лесбийская связь в прошлом году", "Джон стащил шоколадку в пятницу", "Робин три раза подал монетку нищему", "Ивлин что-то сказала против своих квартирных хозяев-евреев два года назад" - все это, согласно Сартру, правомерные высказывания. Но приписывать этим людям какую-то сущность - это уже неправомерно. Только после смерти человека, утверждал Сартр, мы можем с определенностью сказать: "Она была гомосексуалисткой", "Он был вором", "Он был милосердным", "Она была антисемиткой" и т.д. Пока остаются жизнь и выбор, как считает Сартр, у людей нет никакой "сущности" и каждый может неожиданно измениться. (Ницше, подобно Будде, зашел еще дальше и утверждал, что у нас нет даже никакого "эго", то есть единого неизменного сущностного "я").
Один из постулатов экзистенциалистской теории гласит: "Существование предшествует сущности". Это означает, что у нас нет врожденной той метафизической "сущности", или "эго", которая приписывается человеку в большинстве философий. Прежде всего мы существуем и вынуждены делать свой выбор. Пытаясь понять или описать наш экзистенциальный выбор, люди приписывают нам те или иные "сущности", но эти "сущности" остаются не более чем словами-ярлыками.
Экзистенциализм, получивший бурное развитие в период мировых войн, не мог не стать частью политической жизни того времени. В принципе, экзистенциализм был идеологией французского Сопротивления (например, Сартр воевал с фашистами, был узником концентрационного лагеря, участвовал в Сопротивлении). Но вот, однако, один из основателей экзистенциализма М. Хайдеггер остался в Германии и преподавал философию при Гитлере. Вот как сам Хайдеггер пишет об этом в переписке с Ясперсом:
"В "победу" мы никогда не верили; а если бы дело дошло нее, мы были бы первыми жертвами. Уже в летний семестр 1937 г. я знал это совершенно недвусмысленно. Я вел тогда семинар по Ницше на тему "Бытие и видимость". Некто д-р Ханке, представившийся учеником Ник. Гартмана, очень одаренный, был в числе участников. В первые же недели под впечатлением моих анализов (кое-что оттуда о "Нигилизме" вошло теперь в "Лесные тропы") он пришел ко мне заявил, что должен доверительно признаться мне: он секретный осведомитель партийных органов южного региона (Штутгарт) и обязан по совести сообщить мне, что я стою там в черном списке на видном месте. Д-р Ханке в начале войны доложил о себе в органах и погиб во время французской кампании.
Это я пишу опять же не ради доказательства, что чего-то достиг, хотя всякий человек с незаложенными ушами должен был в те годы с 1935 по 44 знать, что в здешнем университете никто не осмеливался на то, на что осмеливался я. Тем больнее задело меня то, что по том в 1945/46 и собственно до последнего часа предпринималось и предпринимается против меня. Даже в 1945/46 гг. я еще не знал, что означал в 1933 г. мой шаг для общественности. Впервые с тех пор я что-то тут понял в связи с сомнительной известностью через "экзистенциализм". Вина отдельного человека остается на нем и она тем устойчивее, чем он отдельное. Но зло еще не довело свое дело до конца. Оно еще только вступает в собственно мировую стадию. В 1933 г. и ранее евреи и левые политики, находясь под прямой угрозой, видели зорче и шире"[4].
В конце 1960-х гг. на фоне новых настроений поколения, которое уже не видело ужасов войны, экзистенциализм почти полностью переходит в художественную беллетристику, на экраны фильмов и страницы романов. В качестве характерного примера приведем фильм Золтана Фабри "Пятая печать". Нескольких обывателей в венгерском городке арестовывают эсесовцы. Чтобы сломить их волю, они обещают отпустить их при одном условии, если каждый из них даст пощечину висящему на столбе пыток израненному и измученному партизану (фигура которого однозначно прочитывается как фигура распятого Иисуса). Никто из обывателей не способен переступить эту черту, несмотря на то, что каждый из них до этого говорил, что любит жизнь. Лишь один интеллигентный пожилой человек, который во время общего разговора в пивной держался весьма скептической позиции, соглашается на это испытание и, глядя партизану в глаза, бьет его по окровавленной щеке. Нацисты его отпускают. Только после этого зритель узнает, что жизнь этого человека ему не принадлежала, так как он организовал в городе целую систему по спасению еврейских детей, которая без него развалилась бы.
Еще один кинопример - фильм Сиднея Поллака "Три дня Кондора". Герой его, работающий в аналитическом агентстве ЦРУ (филолог по профессии), в один прекрасный день находит всех своих коллег убитыми. Используя навыки своей аналитической работы, он вступает в борьбу с неведомыми врагами. Это можно было бы назвать обыкновенным триллером, если бы не финал, когда убийца и жертва встречаются, уже ненужные друг другу, и спокойно разговаривают о том, что каждый из них выполнил свой долг.
Рассмотрим подробнее основные положения экзистенциализма при анализе ярчайших его представителей С. Кьеркегора, К. Ясперса и Ж.-П. Сартра.

Назад / В оглавление реферата / Вперёд

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz