Классическая философия: 

  Вопрос № 23: К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники исторического материализма. К.Маркс. Предисловие к "Критике политической экономии". Ф.Энгельс. "Анти-Дюринг".
  Маркс:

К. Маркс родился в семье преуспевающего адвоката в городе Трире. И отец отправил его учиться в Боннский университет. Там Маркс начал увлекаться философией. В 1836 г. после блестящей защиты докторской диссертации Маркса должны были оставить в университете для подготовки к профессорской должности. Однако он не был согласен с консервативной политикой руководства университета и отказался от столь выгодного для него предложения. После этого двери германских университетов были для него закрыты. В 1842 г. он покинул Германию и уехал в Англию, где впервые встретился с Фридрихом Энгельсом, ставшим его другом.

Энгельс:

Годы жизни 182О-1895
Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в. Особенно большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах, что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то значительное влияние, которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.
Основные, базовые положения материалистического понимания истории на наш взгляд следующие.
1. Телесная организация самих людей и обусловленный ей способ их
отношения к природе.
2. Этот способ их отношения к окружающей природе есть производство
материальных благ.
3. Производя эти материальные блага люди тем самым производят и себя своё бытиё.
4. Производство этих материальных благ всегда носит общественный характер
5. Таким образом производя эти материальные блага люди вступают между собой в отношения независимые от их сознания и воли а определяемые лишь способом производства.
6. Cам способ производства не является чем то застывшим статичным, тождественным самому себе, он развивается а тем самым развиваются и отношения
определяемыми им.
7. Таким образом определённому способу производства соответствует определённые производственные отношения.
Способ производства согласно Карлу Марксу является первичным в жизни общества, а производственные отношения вторичными зависящими от него.
8. Поэтому единство способа производства и соответствующих им производственных отношений в реальном обществе, реальных людей Карл Маркс назвал общественно-экономической формацией.
Таким образом основоположники марксизма в отличии от всех прочих историков за основу взяли не жизнеописание различных царей, не исследование отдельных государств, а то, что составляет коренную сущность самих людей- их материальное производство.
Согласно их взглядам материальное общественное производство людей проходит в своём развитии ряд стадий их Карл Маркс назвал общественно-экономическими формациями
За их основу основоположники материалистического взгляда на историю людей взяли тогдашнюю периодизацию мировой истории разделённой соответственно на следующие эпохи античную, средневековую и новую затем они добавили и эпоху Древнего Востока как эпоху предшествующую рабовладельческой.
"В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный буржазные способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи общественно-экономических формаций"
Так писал Карл Маркс в Предисловии к "Критике политической экономии" в 1859г.
В дальнейшем Карл Маркс и Фридрих Энгельс, развивая материалистическое понимание истории, которому в немалом степени способствало выход в свет книги американского учёного Л.Г. Моргана "Древнее общество" пришли к выводу, что способам производства основанным на эксплуатации человека человеком, которую они считали противной человеческой природе, предшествует первобытно-общинный или как говорили они первобытно-коммунистический способ производства.
Настоящий же коммунизм, настоящее царство свободы как считали они наступит после упразднения, свержения буржуазного общества, общества где эксплуатация человека человеком доведена до своей последней высшей меры, общества где впервые появляется класс не имеющий никакой собственности кроме своих рабочих рук и поэтому вынужденный продавать их за бесценок, вернее свою рабочую силу как товар эксплуататору капиталисту.
Каким же образом человечество придёт в это светлое царство свободы, где труд из унизительной своей формы превратится в первейшую и жизненную необходимость, где в труде и только в труде человек будет раскрывать в себе человеческое в человеке, тем самым реализуя свою сущность!?
Наблюдая развитие капитализма в Англии, в Германии тогда капитализм был ещё в зачаточном состоянии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс заметили, что всюду куда приходит машинное производство на смену патриархальным и идиллическим отношениям соответствующим феодальным способам производства, приходят уже другие циничные отношения купли-продажи. Всюду куда приходит машинное производство наблюдается массовое обнищание мелких крестьян производителей, не выдерживающих конкуренции с крупным товарным производством и рождается класс людей не имеющих за душой ничего кроме пары своих рабочих рук-рождается рабочий класс.
Таким образом, по Марксу и Энгельсу производительные силы, вернее их развитие и является тем двигателем прогресса, который после последовательной смены ряда общественно-экономических формаций и приведёт человечество в светлое царство свободы.
Впервые эту мысль Карл Маркс высказал в уже упомянотом нам предисловии "К критике политической экономии" там он писал
"Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или-что является только юридическим выражением последних- с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы" ( Предисловие С 137-138 )
Энгельс
Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных перемен и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в их возрастающем понимании вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономии соответственной эпохи. Пробуждающееся сознание того, что существующие естественные отношения неразумны и несправедливы, что "разумное стало бессмысленным, благо стало мучением", — является лишь симптомом того, что в способах производства и в формах обмена произошли незаметно такие перемены, к которым уже не подходит общественный строй, скроенный по старым экономическим условиям. Отсюда вытекает также и то, что средства для устранения открытого зла тоже должны быть налицо, — в более или менее развитом виде, — в самих изменившихся отношениях производства. Надо не отыскивать эти средства в голове, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства.

В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории, доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической
философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре..
Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в
исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.

  К оглавлению раздела ФИЛОСОФИЯ
 

  Главная Почта

 



SUPERTOP

Hosted by uCoz